«Незаметная» и подзабытая война в Йемене вскоре снова может попасть в заголовки мировых СМИ.
Пока госсекретарь США Джон Керри, министр иностранных дел России Сергей Лавров и представитель ООН Стефан де Мистура занимаются мирным процессом в Сирии, йеменцы подвергаются бомбардировкам авиации «аравийской коалиции», поддерживающей сбежавшего из страны в самом начале конфликта президента Абд Раббо Мансура Хади.
Формальным предлогом для вторжения в Йемен называлось восстановление полномочий президента Мансура Хади, но главной целью Эр-Рияда был разгром шиитских повстанцев-хуситов, захвативших большую часть страны. Безусловно, в плане нефтяных месторождений Йемен интереса не представляет.
Беда страны — её стратегическое положение, дающее контроль над Баб-эль-Мандебским проливом, через который идет вся нефть (до 20 тыс судов в год) региона
В Совете по правам человека ООН утверждают: действия «аравийской коалиции» (наряду с Саудовской Аравией в ней участвуют Бахрейн, Катар, Кувейт, Египет, Иордания, Марокко, Судан, ОАЭ), унесли в два раза больше жизни невинных людей, чем действия остальных воюющих сторон.
Война имеет для Йемена катастрофические последствия. За год боевых действий в стране разрушена инфраструктура, погибло более 6 тысяч человек (преимущественно гражданского населения), свыше 2,5 млн вынуждены были покинуть места проживания. По оценке ООН, 80% населения нуждаются в срочной гуманитарной помощи.
Несмотря на то, что Вашингтон на официальном уровне делится с Эр-Риядом развединформацией (тем самым, как пишет французское издание Slate.fr, «помогая саудовцам решать, где и когда наносить удар»), результаты военной операции оказываются неутешительны для Саудовской Аравии и ее союзников. Имеющая громадное преимущество в живой силе и технике «аравийская коалиция» терпит одно поражение за другим. За прошедшее с марта 2015 года время силам коалиции так и не удалось достичь заявленных целей. Более того, боевые действия распространились на нефтеносные районы саудитов, где преобладает шиитское население.
Избранная коалицией стратегия (авиаудары по контролируемым хуситами территориям) аналогична применяемой американцами в Афганистане и не только дает столь же низкие результаты, но сплачивают население вокруг шиитских формирований «Ансар Алла». Сухопутные операции против опытных партизан-хуситов также малоэффективны. Хотя по некоторым оценкам, численность наземных войск, направленных на поддержку Хади, превышает 10 тысяч человек.
Несмотря на превосходство в технике, маленькой победоносной войны, на которую рассчитывал Эр-Рияд, не получилось, коалиционные войска за целый год так и не смогли нанести поражение хуситам. Война, пожирая огромные финансовые, людские, технические ресурсы, по-прежнему далека от запланированного результата. Коалиция могла выиграть либо быстрым ударом, либо, расколов своих противников по религиозному признаку, перетащить на свою сторону суннитов юго-запада страны и побережья Красного моря. Ни того, ни другого ей не удалось. Более того, местное население не только не поддержало интервентов, но и начало против них партизанскую войну. Стратегический перевес постепенно переходит на сторону «хуситов» и экс-президента Салеха.
В последнее время в саудовской коалиции уверяют, что полномасштабная операция в Йемене скоро закончится. Многие аналитики связывают возможное сворачивание боевых действий с тем, что
Эр-Рияд уже не в состоянии вести обходящуюся в десятки миллионов долларов ежедневно войну
на нескольких фронтах (саудиты воюют не только в Йемене, но и Сирии). Бюджет королевства испытывает серьезные трудности: сказываются низкие цены на нефть. Вместе с тем, неспособность Саудовской Аравии разобраться с угрозой на своих границах порождает в ряде стран Залива – союзниках Эр-Рияда – сомнения в целесообразности дальнейшей ориентации на королевство.
Пока все попытки установить перемирие проваливаются, бои с бомбежками возобновляются: конфликтующие стороны имеют серьезные разногласия по базовым вопросам. В частности, Саудовская Аравия считает движение «Ансар Алла» незаконным и отказывается вести с ним переговоры. Отставное правительство Мансура Хади желает вернуть власть в Йемене, но это неприемлемо для «Ансар Аллы» и представителей экс-президента Абдуллы Салиха.
Анклавы группировок «Аль-Каиды» и ИГИЛ, контролирующих ряд районов этой страны, не признают ни тех, ни других. Южный Йемен добивается независимости от Северного. Однако
для Ближневосточного региона эта война может иметь самые серьезные последствия
По мере затягивания конфликта ускоряется процесс территориального распада Йемена, что угрожает стабильности региона.
В настоящее время хуситы — единственная политическая сила в Йемене, пользующаяся широкой поддержкой населения. Поэтому своей конечной цели — ликвидацию повстанческого движения – Саудовская Аравия будет добиваться не путем интервенции, а сиризацией (поддержкой лояльных королевству группировок) процесса. Это позволит Эр-Рияду, формально выйдя из войны, продолжать удерживать Йемен в сфере своего влияния. Тем более, что пока практически все инициативы по Йемену отданы Саудовской Аравии, по-прежнему делающей ставку на не пользующегося поддержкой йеменцев президента Хади.
Путей по разрешению конфликта нет ни у кого из его участников, он может, как в Афганистане, затянуться на годы, став серьезнейшей проблемой для стран Персидского залива. Очевидно, что без хуситов разрешение йеменской проблемы невозможно. Как, впрочем, и без экс-президента Али Абдаллы Салеха, имеющего в северном Йемене прочные позиции, опирающиеся на силовиков, чиновников и племенных вождей.