Вопрос о земле в Казахстане исчерпан — президент Казахстана объявил мораторий на нормы Земельного кодекса, вызвавшие бурную реакцию в казахстанском обществе. Тем не менее провокационные слухи о митингах не утихают — следуют призывы к проведению публичных акций в различных городах страны.
Самый большой интерес сегодня к Западному региону, ведь именно там 24 апреля прошёл несанкционированный митинг по так называемому «земельному вопросу». Действительно ли запад Казахстана является тем самым «запальным шнуром»? На этот вопрос мы попросили ответить известного казахстанского социолога Гульмиру Илеуову.
— Прежде всего хочу напомнить, что заявки на проведение митингов 21 мая отклонены в четырёх городах: Алматы, Астане, Семее, Уральске. Из западных городов здесь только Уральск. Поэтому я не уверена, что ситуацию «качают» люди с запада. Что касается западных жителей, то они разные. Есть бюджетники, которые мало чем отличаются от своих «собратьев» с юга или с центра, они получают примерно равные зарплаты. Есть люди, работающие в нефтяной отрасли, но они тоже различаются в своих доходах. Причем
номинальные доходы работников-нефтяников не упали, сокращения зарплат ни на одном предприятии, где есть государственное участие, не произошло
Таким образом, я думаю, что протестные настроения не связаны с ухудшением материального уровня жизни. Но сама угроза снижения уровня жизни, конечно, может приводить к волнениям в обществе.
— Но ведь первыми с протестом выступили жители Атырау, и надо отдать должное властям города, которые вышли к народу и, что называется, «сняли волну»…
— В Атырау много сложных вещей — высокие цены, например… Но там есть одно главное «слабое звено», которое я уже комментировала: смена акима и приход человека, который хоть и родом из Мангистау, но не принадлежит к местным кланам. Кроме этого, там еще достаточно активна позиция людей, которые организовали это выступление. Это люди из гражданского общества, которые были сняты с выборов в маслихат.
Если проанализировать все их выступления в соцсетях, то мы увидим, что они транслировали своё недовольство на всё подряд, им был нужен повод
Соответственно их активная жизненная позиция совпала с нынешним моментом. Я не хочу рассматривать какие-то внешние факторы, поскольку это не социология, скажу только одно: в Атырау есть над чем очень-очень серьёзно подумать. Знаю также, что интересы местных кланов — всегда очень важный фактор в общественно-политической жизни. И его нужно учитывать…
— Как вы думаете, может ли здесь присутствовать ещё и исламистский фактор?
— Вряд ли. Я вообще считаю, что из-за того, что на западе Казахстана высокие доходы, принцип «ты бедный, пойдём воевать за веру!» не работает. Там достаточно обеспеченные люди живут. Словом, сейчас все хотят найти какую-то конспирологию, но ведь и тема-то какая важная! Вдруг как бы выяснилось, что людей больше всего волнует земля!
Это, во-первых, говорит о слабости государственной аналитики, во-вторых — о наличии активнейшего элемента, который находится не в партийной, а в общественной сфере, и наконец третий момент — всё возрастающая китаефобия. Именно карту китаефобии можно очень удачно разыграть. Вот эти три важнейших момента, на которые нужно обратить первейшее внимание.
Напомним, президент Нурсултан Назарбаев, выступая на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана, заявил, что спор вокруг земли подняли те, кто представления не имеют, о чём на самом деле идёт речь: «В последнее время выросло внимание к земельному вопросу из-за настойчивого вброса и дезинформации о предстоящей продаже казахстанских земель иностранцам. Уже неоднократно объяснялось, что это не соответствует действительности. Я хочу ещё раз сказать: вопрос о продаже сельскохозяйственных земель иностранным гражданам и компаниям не стоит. Он даже не обсуждается. Все спекуляции на этой почве необоснованны. Провокаторы должны быть разоблачены и понести наказание, согласно закону».