События 21 мая 2016 года, когда в городах Казахстана «не было несанкционированных митингов по земельному вопросу», продолжают обсуждать политологи разных стран. Сегодня своё мнение о политической ситуации в нашей стране высказывает Александр Костин — заместитель генерального директора Института национальной стратегии (Москва), член экспертного совета Комитета по обороне Госдумы РФ.
— Последнюю неделю российские СМИ, включая модных, не побоюсь этого слова, блогеров на полном серьёзе постят информацию чуть ли не о «Болотной» в Казахстане, — говорит Александр Костин. — Дескать — всё, страна летит в трубу, смотрите — массы людей на улицах. Особо умные стали рассуждать, что надо брать своё, ведь в Казахстане всё разваливается и т. д.
Так вот.
Все это ерунда. Для переворота — аналога «Болотной» — в Казахстане нет никаких предпосылок
В первую очередь там консолидированы элиты, и городской класс вполне лоялен к собственной стране. В Казахстане нет карго-культа Западной Европы. Нет там и широкой базы экстремистов, которые могли быть стать уличным инструментом.
Националисты перестали существовать в РК как респектабельная политическая сила два года назад. Поэтому оппозиции, которая могла бы бросить вызов власти, там нет.
Тот узкий антигосударственный дискурс вперемешку с карго-культом европейской цивилизации, которого придерживается наша так называемая «несистемная оппозиция», в Казахстане маргинален и изолирован в узкой группе представителей творческих профессий.
Что произошло?
Произошел всплеск социального недовольства, в первую очередь связанный с общим экономическим кризисом — сильно упал уровень жизни
И это говорит не о политической фронде, а о дефиците каналов обратной связи власти и общества. Накопилось…
И это не первый случай. Всплески социального недовольства в Казахстане — это обычная вещь. Чего далеко ходить? Например, широкое движение ипотечников, с проблемами которых разбирались на уровне главы кабинета министров — у нас такого и близко не было. И акции протеста, хорошо это или плохо, также случаются регулярно.
Возможно, это покажется элементом политического фольклора, но казахи довольно свободно относятся к власть имущим.
Присущей россиянам сакрализации власти в Казахстане нет, люди всегда свободно и открыто говорят по вопросам взаимоотношений с государством
Подобная «вольница» — это не плохо и не хорошо, просто она есть.
Плюс ко всему, надо понимать, что вопрос земли в Казахстане является одним из наиболее острых. Этой истории много лет, и конечно надо её разрешать.
Упоминая о «Болотной», автор имеет в виду события в Москве в мае 2012 года, известными как «Марш миллионов».
6 мая 2012 года в Москве прошла акция для выражения протеста против инаугурации Владимира Путина. Главным организатором этого мероприятия был Сергей Удальцов. На акцию приехали участники из других городов России. Они прошли шествием по Большой Якиманке, но на подходе к Болотной площади возник конфликт с полицией из-за того, что властями была нарушена ранее согласованная и утверждённая схема проведения массового мероприятия, опубликованная за день до этого на сайте ГУ МВД России по городу Москве.
Удальцов и Алексей Навальный объявили на мосту перед полицейским оцеплением «сидячую забастовку». Но после того как среди собравшихся на мосту демонстрантов стали раздаваться призывы пойти на прорыв полицейского оцепления, Удальцов, Навальный и Немцов покинули мост и в сопровождении журналистов и охраны беспрепятственно прошли к согласованному месту проведения митинга, где через некоторое время были задержаны.
После ухода организаторов толпа прорвала оцепление, но полиции удалось его восстановить. Начались столкновения с полицией и задержания участников акции. В аналитической статье Лента.ру сообщила, что «таких масштабных уличных боёв Москва не видела лет двадцать, а может и больше».