Нужно жестко поставить Россию на место — таков вердикт Вильяма Кортни. Бывший посол США в Казахстане выпустил статью, в которой обосновал необходимость ужесточения давления на Россию.
«Агрессия России на Украине и ее бряцание ядерным оружием ставят под удар саму идею нераспространения, которую активно обсудил весь мир на Саммите по ядерной безопасности в США.
Действия Москвы заслужили более сильного ответа, чем все, что было по сей день
И это также важно, как охладить пыл потенциальных распространителей ядерного оружия и уменьшить риски ядерного терроризма. В некотором отношении Россия показала себя в качестве надежного контроллера ядерного оружия и материалов.
Несмотря на имеющиеся опасения, в мире пока не пропала ни одна ядерная ракета производства России — СССР. Во время и после распада СССР в 1991 г., Россия при помощи США обеспечила вывод ядерного оружия из всех республик бывшего СССР. Программа сотрудничества по уменьшению ядерных угроз Нанна-Лугара, а также ряд других инициатив оказали России содействие в уничтожении ядерных шахт, бомбардировочной авиации и подлодок, обеспечении безопасности ядерного оружия и применении технологий, предотвращающих контрабанду ядерных материалов. По масштабу с этой деятельностью сопоставим только Акт о ленд-лизе, по которому США оказывали широкомасштабную помощь союзниками по антигитлеровской коалиции. Сегодня Россия и Америка являются соруководителями Глобальной инициативы по борьбе с ядерным терроризмом – добровольной организацией, куда входят 86 стран и 5 международных организаций. С момента переизбрания президентом РФ в 2012 г. Путин и Россия под его руководством находились под международным контролем. Москва играла важную роль во время переговоров по сдерживанию разработок ядерного оружия Ираном в формате P5+1. Но при этом Москва провела испытания как минимум одного изделия, подпадающего под запреты договора о нераспространении ядерных сил средней дальности.
Неконтролируемые шаги Москвы в сфере ядерного оружия беспокоят Украину
В 1994 г. Москва, Лондон и Вашингтон подписали Будапештский меморандум о гарантиях безопасности, по которому все три столицы обещали уважать независимость, суверенность и целостность границ Беларуси, Казахстана и Украины и воздерживаться от любых действий против них. Отдельно такие же гарантии предоставили Китай и Франция.
В декабре 2014 г. президент Украины Петро Порошенко сказал, что было бы безответственно для его страны желать иметь ядерное оружие, но многие политические силы внутри Украины и представители украинских диаспор в других странах выказывали сожаления, что Украина отказалась от ядерного оружия СССР на своей территории. На деле это было бы очень опасно. Украина не имеет ресурсов и средств для эксплуатации и обслуживания такого оружия. У Киева были бы проблемы с управлением и контролем такого оружия, Киев бы не смог первым наносить упреждающие удары. То, как Россия действует в киберпространстве против Украины, а также глушит ее средства связи и коммуникаций, показало лишь верхушку таких проблем. Также
существует риск проникновения агентов России в секторы обороны и безопасности Украины
В 2014 г. Россия присоединила Крым и вторглась в восточную Украину, нарушив гарантии территориальной целостности, предусмотренные вышеуказанным Будапештским меморандумом.
Когда Путину задали вопрос — была ли готова Россия применить фактор ядерного оружия в ситуации с Крымом, его ответ был положительным – да, мы были готовы
В мае 2015 г. НАТО и МИД Украины раскритиковали заявления руководства России о «возможном размещении ядерного оружия и средств его доставки в Крыму».
Таким образом, Россия является главным нарушителем процесса нераспространения. Франция, Англия и США в данном вопросе также не покрыли себя славой. Чтобы Европа ввела жесткие санкции против России, потребовалось 6 месяцев и еще должен был быть сбит пассажирский самолет. По сей день Запад отказывается поставлять Украине смертельное оружие, которое необходимо ей для сдерживания агрессии.
Сегодня Будапештские договоренности кажутся пустыми. Действия России нарушили и подорвали саму ценность гарантий безопасности как инструмента нераспространения. Движение неприсоединения сегодня оказывает давление на Китай, Францию, Россию, Англию и США с тем, чтобы они предоставили более весомые письменные и юридически легитимные гарантии, что не будут применять ядерное оружие против стран, у которых такового нет. Действия России, нарушившие Будапештский меморандум, явились причиной такой озабоченности.
В течение 70 лет многие продвинутые страны, у которых не было ядерных ракет, полагались на защиту США. Фундаментом для этого были соответствующие договоры между НАТО, США, Японией и Южной Кореей. Слабая реакция Запада на произвол России подрывают доверие к Западу и его гарантиям со стороны таких стран. Когда Северная Корея в прошлом месяце выстрелила еще одной новой ракетой, Джон Керри в очередной раз выдал сентенцию о «железной приверженности» США вопросу обеспечения безопасности Японии и Южной Кореи, но это мало кого убедило. В январе 2016 г. газета Chosun Ilbo – самое крупное печатное СМИ Южной Кореи, высказало опасения, что «отсутствие ответного действия на военный кризис в Украине и Сирии» может означать, что
Вашингтон станет реагировать на атаку со стороны КНДР только после того, как Сеул превратится в «дымящийся пепел»
Чтобы сдерживать риски, подрывающие процесс нераспространения в связи с действиями России, нужны более смелые шаги. Западу следовало бы рассмотреть вопрос повышения доверия мира к своей программе нераспространения и гарантиям безопасности. Конкретным выражением таких гарантий является размещение в Европе ядерного оружия США. Также
выражением таковых гарантий станет растущая активность НАТО и размещение новых сил и средств ПРО в Восточной Азии
Следующим шагом должно стать публичное порицание агрессии России в Восточной Украине в рамках таких международных диалоговых площадок как Саммита по ядерной безопасности и Конференции ООН по вопросам разоружения. И наконец, НАТО и США следовало бы активнее оказывать военное содействие Украине.
Если в конечном итоге Москва поймет, что нарушения положений Будапештского меморандума мобилизовали Запад на консолидированный ответ агрессии, цели нераспространения будут обеспечены и достигнуты».
Источник: nationalinterest.org.