С ноября 2015 года, когда кресло председателя Нацбанка занял Данияр Акишев, валютный рынок страны из главного «локомотива» биржи и благодатной спекулятивной нивы, периодически орошаемой девальвационными «родниками», превратился в некое подобие засушливой полупустыни.
Если в ноябре 2015-го объем торгов иностранными валютами на Казахстанской фондовой бирже (KASE) составил 5,1 трлн тенге ($16,9 млрд), то в марте этот показатель сократился наполовину — до 2,5 трлн тенге, в долларовом выражении – в 2,3 раза, до $7,3 млрд. А это в свою очередь повлекло и изменение общей динамики оборотов KASE – по итогам 2015 года их объем вырос почти вдвое, тогда как в 2016 году за январь-март сложился спад на 21,3% в тенговом эквиваленте и 59,3% в долларовом.
Наибольшие потери понес своп-рынок доллара, где с ноябрьского объема торгов в $13,6 млрд произошло падение в 3,1 раза, до $4,4 млрд в марте. Напомним, что на этом рынке при прежнем руководстве Нацбанка банки второго уровня получали от него тенговую ликвидность в обмен на инвалюту, что позволяло поддерживать уровень золотовалютных резервов регулятора. На спот-рынке американской валюты обороты за время правления г-на Акишева снизились в меньшей степени – на 7,3%, а в абсолютном выражении с $3 млрд в ноябре до $2,9 млрд в марте.
Снижение объема торгов за этот период сложилось также по единой европейской валюте – в полтора раза, до 2,4 млн евро, тогда как по китайской и российской произошел прирост соответственно на 7,1%, до 4,5 млн юаней и в 1,9 раза, до 1,2 млрд.
Показатели рынка иностранных валют на KASE в ноябре 2015 – марте 2016 года с разбивкой по месяцам, валютам и видам сделок.
Источник: KASE
Исторические перемены произошли в 2016 году и на рынке наличной иностранной валюты. Как видно из приведенных данных, в феврале
впервые за последнее десятилетие обменные пункты продали меньше долларов ($495,3 млн), чем купили у населения ($772,7 млн.)!
В ноябре и декабре ситуация на рынке выглядела вполне привычной, так как объем проданной населению американской валюты значительно превышал ее покупки обменниками в обратном направлении. Но в январе разница между этими показателями сократилась до $213,1 млн., после чего население сократило до минимума покупку долларов, тогда как сдавало их в обменные пункты на относительно стабильном уровне.
Правда, пока остается непонятным,
стоит ли Нацбанку праздновать первую победу в деле дедолларизации и рапортовать о ней в Акорду?
Ведь причиной сокращения объемов скупки американской валюты населением вполне реально может быть снижение его денежных доходов в реальном выражении. В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что по сравнению с мартом 2009 года, когда из-за кризиса объемы покупки долларов населением упали тогда до месячного минимума в $852 млн, в феврале этот показатель оказался в 1,7 раза ниже. Но при этом в обменные пункты было сдано американской валюты в 1,6 раза больше по сравнению с февралем 2009 года.
Отметим также, что единой европейской валюты население продало в обменные пункты в 2,4 раза меньше, чем 7 лет назад (соответственно 35,9 млн. и 85 млн. евро). Такое же снижение сложилось и по объемам ее покупки клиентами обменников (соответственно 56,9 млн. и 139 млн. евро). Зато
российская валюта выглядит сейчас явным фаворитом, так как в феврале по сравнению с январем объем ее скупки населением вырос в 8,9 раза
— на 44,4%, до 13,4 млрд.
Покупка/продажа наличной иностранной валюты обменными пунктами РК, млн. единиц.
Источник: Национальный банк РК