Медсестра школы №99 в Алматы брала у первоклассников соскоб на яйца глист — с помощью скотча. Буквально: детям на анусы наклеивали скотч, затем отрывали и переклеивали на стекло. Этот нелепый метод использовали вместо того, чтобы действовать с помощью традиционных стеклянных пипеток. Впрочем, шокирует в этой истории не только скотч, но и то, что практически никто из уполномоченных лиц не знал о таком методе!
Об этой истории мы узнали от одного из родителей первоклассника, прошедшего эту интересную процедуру. Ребенок сказал дома, что ему было немного больно, когда отдирали скотч.
Возможно, такое применение скотча — новый шаг в медицине, решили мы, и стали узнавать детали новаторского метода. Увы, выяснилось: никакой такой новой методики, утвержденной госорганами, не существует в природе, а новый способ брать соскоб у детей изобрели случайно. По чьей оплошности или халатности — судить не нам. Пусть с этим разбираются управления образования и здравоохранения, которые в известность о случившемся были поставлены еще утром в среду, 27 апреля.
А теперь обо всем по порядку.
Первым делом мы обратились к директору школы № 99 Айман Асановой. Она подтвердила: действительно 25 апреля, согласно графику профосмотров городской поликлиники № 2, у первоклассников школы брали соскоб на яйца глист.
— Вы знаете методики, по которым этот анализ проводится? Детям лепили к попам скотч, затем отдирали и клеили на стеклянные пластины. Вы знаете об этом?
— Впервые слышу такое. Это только в нашей школе или везде так?
— Сигнал был из вашей школы. Может, это новая такая методика современная…
— Я выяснила, именно с поликлиники №2 приказали такой методикой пользоваться, скотч одноразовый. Указание дали медсестре.
В управлении здравоохранения Алматы тоже удивились такому применению скотча. Например,
начальник отдела первичной медико-санитарной помощи управления Жанар Кенжебаева отреагировала на эту новость так: «Да ну! Серьезно? Впервые слышу!»
Главный врач городской поликлиники № 2 Токжан Еспергенова назвала происходящее «кошмаром» и сообщила следующее:
— У нас по приказу, который я подписываю как главный врач, проходят профосмотры школьников по возрастам. Назначается комиссия, которая выезжает во все школы, находящиеся на нашей территории. При профосмотре детей в возрасте от 7 до 15 лет комиссию возглавляет педиатр, старше — подростковый врач. Плюс в комиссию входят узкие специалисты, которые и проводят осмотр детей. Брать соскоб в наши функциональные обязанности не входит. Что касается лабораторных исследований, то в наши функциональные обязанности входит брать кровь на сахар у детей в возрасте 10, 12 и 15 лет, а также проводить общий анализ крови, который берется перед школой в 6 лет, а затем только в 14 лет. Кал на яйца глист и соскоб — это функциональные обязанности, я так думаю, может быть, это совместный план с санэпидстанцией районной. А результаты затем сдаются к нам в поликлинику в лабораторию, так как дети наблюдаются у нас.
Но чтобы брать соскоб, мы отпускаем специальные пипетки с закругленной головкой,
чтобы не травмировать слизистую, они стеклянные, и медсестра школьная приходит к нам в поликлинику к заведующей лабораторией и старшей лаборантке, называет количество детей по списку, ей отпускают нужное количество этих стеклянных палочек. Последний раз с 99 школы медсестра была в пятницу, потому что 25 апреля она должна была брать соскоб.
— Она делает это самостоятельно, без участия работников вашей поликлиники?
— Да, самостоятельно, это входит в ее функциональные обязанности. Они в штате образования числятся. Пробирки она берет вместе с палочками стеклянными, она по этому же количеству пофамильно сдает пробирки и использованные палочки к нам в лабораторию.
— Она сдавала?
— 25 апреля соскоб брала, 25-го же и сдала их. 26-27 апреля она не приходила, якобы там заболела мама. Но мы их обеспечиваем стерильными палочками.
— Я звонила директору школы. Она говорила по-другому, никаких палочек не было.
— Может, это новшества санэпидстанции? А у нас стерильные пробирки используются, там есть реактив специальный. Анализ проводим мы, поликлиника. Можете прийти и посмотреть, никаких липучек нет. Первый раз об этом слышу.
Чтобы окончательно разобраться, кто все-таки лукавит и недоговаривает, мы снова позвонили директору школы №99.
— В поликлинике №2 утверждают, что ваша медсестра в пятницу брала у них пипетки вместе со специальными пробирками и что никаких клеящих приспособлений нет.
— Это неправда. Медсестра уже и мне, и им объясняет, что конкретно ей выдали, и что она нигде за это не расписывалась.
— Что конкретно говорит ваша медсестра?
— Ей выдали стекляшки прямоугольные стерильные и сказали, что по графику надо брать у первоклассников соскоб. Сказали брать скотчем. Я тоже удивилась, как это так, обычно палочками пользовались, всю жизнь так было. Ей 22 апреля стекляшки дали, она нигде не расписывалась за них. Давайте я ее вызову, вы все подробно у нее и спросите.
По словам Сабиры, медсестры школы № 99,
когда она только получила на руки только стерильное стекло, то поинтересовалась в лаборатории поликлиники, как брать анализ-то? Ей ответили — скотчем обычным.
— Кто сказал? Имя помните? Лаборатория или кто это говорил?
— Да, в лаборатории.
— А вы где-то расписывались за получение этих стекол?
— Нет.
— Обратно относили в поликлинику?
— Да. И ни у кого не возникло вопросов, почему на стеклах скотч наклеен. В понедельник и отнесла, сразу после анализа.
— И как давно поликлиника такие эксперименты проводит?
— Я не знаю, первый раз мне сказали так делать.
— Как давно работаете в школе?
— Уже 10 лет, и такого никогда не было. Нам всегда давали пробирочки с раствором и палочки, мы так и брали анализ. А в этот раз были только стекла.
Я даже потом детям сказала, чтобы дома попы хорошо помыли. Я старалась с краешку брать, чтобы им было не больно,
детки смеялись, но мне было очень неудобно перед детьми, перед собой и перед родителями, я столько лет работаю в школе уже.
Но я ничего не могла поделать, как указание дали делать, так и делала
В пресс-службе управления здравоохранения Алматы пообещали досконально разобраться в сложившейся ситуации. Также мы поставили в известность заместителя руководителя управления образования города Гульбану Амиртаеву.
На фоне такого абсурдного использования скотча в медицине главный вопрос тускнеет, но мы его все же поставим: на каком этапе и где растворились стеклянные пипетки, о которых говорит главврач поликлиники № 2 и которые должны были использоваться по правилам вместо скотча?
Мы в свою очередь надеемся на объективное разбирательство со стороны контролирующих органов, чтобы, как это водится в нашей стране, главной стрелочницей абсурда не стала обыкновенная медсестра, действовавшая в рамках своих полномочий. Кажется, именно она — единственная в этой истории, кому хоть немного стыдно за досадное недоразумение.