Судя по данным статистиков, обещания отечественных производителей поднять за счет резкой девальвации тенге конкурентоспособность своей продукции так и остались словами.
Ведь
если бы девальвация сработала подобно волшебной палочке-выручалочке, то это отразилось бы в официальных данных через рост экспорта и снижение импорта
Но на самом деле из сведений Комитета по статистике Министерства национальной экономики следует, что за январь-февраль 2016 года объемы экспорта и импорта сократились по сравнению с тем же периодом 2015 года практически в равной степени. Так, поставки казахстанских товаров за рубеж уменьшились на 34,6%, до $5,5 млрд, а ввоз импортной продукции – на 34,1%, до $3,2 млрд.
При этом
импорт из стран так называемого «дальнего» зарубежья, не входящих в СНГ, сократился в меньшей степени
– на 28,9%, до $1 млрд 986,3 млн, тогда как казахстанский экспорт на этом географическом направлении снизился на 36,2%, до $4,7 млрд. В торговле со странами Евразийского экономического союза динамика иная: поставки казахстанской продукции туда уменьшились на 24,0%, до $508,6 млн, а объем ввоза товаров их производства — на 37,9%, до $1,1 млрд.
Что еще прискорбнее, вопреки известным установкам руководства страны, на диверсификацию отечественного производства
капитаны-олигархи нашей индустрии по-прежнему держат курс на вывоз сырьевых ресурсов
Так, доля топливно-энергетических товаров в общем объеме казахстанского экспорта в январе-феврале составила 66,0%, металлов и изделий из них – 15,7%. Для сравнения: на машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты пришлось лишь 1,3%, текстиль и текстильные изделия – 0,5%, тогда как по строительным материалам, обуви и галантерейным товарам в статистике и вовсе значатся нули.
Если же взять отдельно расклад по странам «дальнего» зарубежья, то в экспорте на этом направлении доля топливно-энергетических товаров достигает уже 73,6%, на металлы и изделия из них приходится 15,6%. Напомним, что
именно сырьевики-олигархи горячо благодарили руководство страны за девальвацию тенге, обещая взамен «порвать» иностранных конкурентов
А разговоры чиновников о высоком экспортном потенциале нашего мяса, пшеницы и прочего продовольствия опровергаются данными статистиков о том, что в поставках в страны «дальнего» зарубежья на товары животного и растительного происхождения, готовые продукты питания приходится лишь 3,9%, в то время как в импорте оттуда их доля составляет 7,2%.
Внешняя торговля РК в 2016 году, млн. долларов США
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.