Мадину можно смело переименовать в Мадину Первую: она первая казахстанка с особыми потребностями, которая получила стипендию на обучение от Европейского Союза Erasmus Mundus. Она первая в своей семье получила работу в престижном Британском совете в Алматы. Возможно, она первая в Казахстане, кто серьезно занимается важной проблемой — обеспечить доступ к высшему образованию всем людям с ограниченными возможностями?
Нам повезло провести с ней один день в Осло (Норвегия), где она находится сейчас, и узнать секрет — как она смогла зайти так далеко в своем стремлении помочь людям?
Ранним утром Мадина сидит на лекции — сегодня в ее классе проходят универсальный дизайн обучения для детей с особыми потребностями. После первого триместра в Лондоне это ее промежуточный университет в Осло. Затем она поедет в Прагу. Девушка смущается, когда мы начинаем фотосъемку — не привыкла быть в центре внимания. Но одногруппники подбадривают ее — они дружно дали согласие на фотосъемку: «Мадина, ты этого достойна!»
— Программа, которую я изучаю, сфокусирована на инклюзивном образовании для детей с особыми потребностями. В классе студенты из многих стран: Китай, Англия, Малайзия, Филиппины, Бразилия. У каждого из нас своя причина быть здесь. У племянника моей подруги, китаянки Ен Ванг, дислексия, она хочет больше узнать, как диагностировать это расстройство и помочь в образовании детям с такой же проблемой, — рассказывает Мадина.
— Мвита из Танзании рассказывал нам про свою ученицу с ментальными проблемами. Увидев, как неправильно с ребенком обращаются его коллеги в школе, он захотел понять, как сделать таких учеников успешными. Что касается меня, то я сама человек с особыми потребностями. Меня интересует возможность обеспечения доступа к высшему образованию для людей с инвалидностью. Специальное образование начинается с детского сада, школы, а дальше – пустота. Молодые люди просто сидят дома.
В Норвегии Мадина живет самостоятельно. Раньше ее сопровождала сестренка Алтынай, она помогала ей передвигаться на коляске. Но теперь необходимость отпала:
— Когда я приехала в Норвегию, не представляла, как буду передвигаться в холодной снежной стране, но обо мне сразу позаботились. Университет выделил специальный скутер, просторную комнату в общежитии, дал доступ к служебному лифту, так как скутер достаточно большой для обычных лифтов. Раз в неделю приходит волонтер из службы поддержки и помогает с уборкой. И главное — всюду приветливые добрые люди, которые всегда готовы помочь.
После занятий Мадина едет на тренировки в фитнес-зал.
— Возможно, я все равно не похудею, но держать себя в форме надо. У меня достаточно свободного времени, я наладила учебный и жизненный процесс. На скутере я стала мобильной. Он очень легкий в управлении, так недалеко до и собственного автомобиля, — довольно смеется Мадина.
— Кроме этого, есть еще один скутер, домашний — подарок однокурсников в Америке. Благодаря ему я вспоминаю их с теплотой каждый день. Мои родители всегда учили меня, что надо верить в доброту, и она обязательно тебя найдет.
— У меня ДЦП и гидроцефалия в стадии остановки. Когда я родилась в 1987 году, маме еще в роддоме сказали: «Советская медицина бессильна, отдайте ребенка в детский дом». Но родители категорически отказались. Меня начали лечить с 11-го дня жизни. Массажи, гимнастика, физиотерапия — сколько себя помню, каждодневное лечение в течении 20 лет. Мои родители боролись за меня всевозможными способами, даже отвозили на сеансы к Кашпировскому. Думаю, все это вместе помогло. Самое главное:
родители передали мне веру, что мой диагноз — не приговор
Если бы не эта вера и постоянный труд — не было бы никаких изменений, — рассказывает свою историю Мадина.
— Если мне надо переставить вес на тренажере или требуется еще какая -то помощь, можно попросить любого. Помогут и еще приободрят теплым словом. Здесь люди очень открыты и готовы помогать. Я еще ни разу не сталкивалась с негативной реакцией и вряд ли столкнусь. Я ходила в кафе, где люди собираются для изучения языков, там познакомилась с ребятами норвежцами. Они рассказали, что в Норвегии существует негласный закон: все люди равны, никто не лучше и не хуже. Это мне очень понравилась, я всегда стремилась к этому и, кажется, попала в то самое место.
Немного отдышавшись, Мадина продолжает:
— До 18 лет я использовала только костыли, потом пришлось сесть на коляску. Момент был не очень приятен — это означало, что я сильно отличаюсь от других. Было сложно принять себя в таком виде. Но все-таки я пересела, это было необходимо для увеличения мобильности, чтобы освободить родителей от нагрузки. Я начала преподавать на курсах английского языка в общественных организациях «Эльдани» и «Арди». Большую часть дня проводила вместе с детьми. Тяжело передвигаться на костылях, но мне так нравилось учить детей английскому языку — как мне казалось, это был шанс открыть для них другую жизнь.
— После школы для меня не стоял вопрос: учиться или нет. В нашей семье у всех есть высшее образование. Для меня учеба — это не только знания, но и двери во внешний мир. Я закончила школу на дому и мне не хватало коммуникаций. Я стремилась к студенческой жизни, хотелось дружеского общения со своими сверстниками.
Закончив тренировки, Мадина едет домой, в общежитие и продолжает рассказывать:
— По результатам ЕНТ я получила грант от тогдашнего акима Алматы Тасмагамбетова на обучение в КазМУМОиМЯ им. Абылайхана. И опять же, вынужденное заочное образование. Снова учеба отдельно от людей, редкие приезды в университет только для сдачи экзаменов. Самым главным препятствием были барьеры в передвижении. Мои родители договаривались, чтобы занятия проводились на первом этаже. Были, конечно, сложности с восприятием меня. Я хотела влиться в группу, но… Кто-то шел навстречу, кто-то избегал контакта. Но сами преподаватели относились хорошо.
Ожидая метро, Мадина встречает своего однокурсника Рэймонда — он тоже из Танзании, как и Мвита.
— Ребята из Танзании очень общительные и веселые, всегда приятно с ними общаться, говорит нам Мадина.
Она заезжает в вагон и нажимает на кнопку закрытия дверей.
— Если сравнить, как я передвигаюсь в Осло и Алматы — это две большие разницы! Шесть остановок здесь я проезжаю за девять минут. Всего дорога из дома до класса занимает пятнадцать минут. В Алмате дорога от дома до университета занимала больше часа, обязательно в сопровождении мамы и папы.
— Когда я закончила университет, решила, что необходимо получить знания за пределами Казахстана. Учиться там, где есть условия для таких людей, где есть равный доступ к образованию. Начала поиск грантовых программ. Однажды я узнала о стипендиальной программе Fulbright для магистрантов от американского правительства. Это очень сложная программа, одна из самых престижных стипендий в сфере образования. Когда я попала в нее со второй попытки, моему счастью не было предела!
— Я провела в Америке целый год, это была моя первая крупная поездка за границу. Но в силу своей академической неопытности, неумения попросить поддержки и помощи со стороны преподавателей я начала отставать, пришлось прервать обучение. Помню, прилетела на каникулы домой, на руках был обратный билет в Америку. Я до последнего момента надеялась и верила, что мне дадут еще один шанс….Утром, незадолго до запланированного вылета обратно, я получила электронное письмо, в котором говорилось, что больше не являюсь участником программы.
— Это был один из самых сложных периодов жизни. Но благодаря любви и поддержке моих самых верных друзей — так я называю своих родителей — я смогла пережить тот момент. Чуть ли не с первых дней после отказа я снова начала поиск стипендий, не могла оставить все на половине пути. Надо было пережить эти негативные моменты, которые сделали меня сильней и настойчивей. Благодаря этому качеству мне опять повезло. Я не могла сидеть дома и бездействовать и начала искать волонтёрскую работу. Я связалась с руководством спец. интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 2 и предложила старшеклассникам помочь с изучением английского языка для прохождения американской программы обмена старшеклассников Флекс, которая проводила набор. Про Британский Совет узнала случайно. После Америки, в попытках найти работу, подала заявку и туда. Меня взяли на должность ассистента в административном департаменте. Благодаря пониманию со стороны руководства, в дополнение к основной должности мне также предложили стать координатором политики разных возможностей Британского Совета.
Я стала первым сотрудником с инвалидностью за всю историю их организации в Казахстане. Папа шутил, что еще никто в нашей семье не работал в таком престижном месте и что я крутая
— вспоминает Мадина. — А у меня как будто крылья выросли. Атмосфера в рабочем офисе напоминала мне учебу в Америке.
—Это был очень важный, новый период в жизни. Первый официальный трудовой опыт, первая рабочая командировка в Белград, куда я отправилась вместе с родителями. Руководство предложило им сопровождать меня. Кроме того, я начала понимать, что есть рутина, дедлайны, лимитирующие факторы. Но все равно это был очень интересный этап в моей жизни.
— Однажды получила электронное письмо от Европейского Союза, что прошла все отборочные туры на программу магистратуры Европейского Союза Erasmus Mundus. По иронии судьбы, это случилось ровно через год после неудачи с Америкой. Среди рабочего дня я не удержалась и позвонила маме. Судьба подарила мне возможность завершить свою мечту. Теперь я нахожусь в Европе и не собираюсь сдаваться.
Звонок в дверь. Это пришли однокурсники и друзья Мадины — семейная пара Салеш и Сюзан с острова Фиджи.
Мадина представляет:
— Вчера Сюзан помогала мне испечь пирог, она всегда приходит мне помочь или зовет к себе, чтобы вместе поужинать. Салеш и Сьюзан — мои лучшие друзья. Это первые люди, которые откликаются сразу и помогают без просьбы. Мы неразлучная троица, — смеется Мадина.
Салеш вступает в разговор:
— С Мадиной мы познакомились в начале программы, в Лондоне. Сьюзан приехала позже меня. Тогда я болел — в Лондоне у меня из-за непривычного климата поднялась температура. Когда мама Мадины узнала, что я простудился, то начала лечить. Наверное, я поправился не от таблеток, а от ее душевного тепла. После того, как тетя назвала меня своим сыном, для меня стало очень важно заботиться о Мадине. Я чувствую себя членом ее семьи и несу ответственность за нее.
Пока Мадина и Сьюзан накрывают на стол, на видеосвязь выходят родители Мадины, Толеген и Сайлаухан. Увидев Салеша, Сайлаухан-тате улыбается:
— Балам, каласайсын?
И начинает подробно расспрашивать о делах и самочувствии.
— Пожалуйста, сфотографируйте на память нас всех, — просит Мадина.
Мадина возвращается к прерванному разговору:
— Сейчас, оглядываясь назад, я благодарна за все, что произошло. Я стала еще сильней, уверенней и все больше верю в свои силы. Так получилось, что я везде первая: в British Council, Fulbright, Erasmus Mundus. Для меня не существует ограничений. Я хочу показать другим людям, находящимся в похожей ситуации, что образование и работа для нас возможны. Два главных правила моей жизни для любых ситуаций: никогда не сдаваться и невозможное возможно! Нельзя терять надежду, нужно начинать с простых шагов и продолжать. Достигнув одной незначительной цели, начинаешь верить в то, что можно осилить более серьезные преграды. Еще один фактор, который делает меня счастливой — радоваться каждому моменту, радоваться жизни!
Фотографии Олега Битнера
Выражаем благодарность за содействие в работе над материалом спонсору перелета, авиакомпании «Аir Astana»