Вопрос смены названия Казахстана неожиданно задел эксперт агентства Bloomberg Леонид Бершидский в своей статье о переименовании Чехии. Говоря о предыстории этого, обосновании и последствиях данного процесса, он сделал ссылки на страны, которые могли бы последовать примеру Чешской республики. В том числе — Казахстан.
«…Правительство Чешской республики приняло решение совершить ребрендинг страны Чехии… У граждан мнения не спросили. Чехия, как укороченное название Чешской республики, является образчиком мягкого ребрендинга. Название не ново – оно использовалось еще в 1634, но полное название страны все еще будет использоваться. Чехия может быть и не самый лучший вариант. Придется учить носителей английского языка, как правильно его произносить. Причем в других языках, носителям которых знакомо слово Чехия, пишется оно по-другому, чем в самой Чехии (Czechia) — Cechia на итальянском языке или Chequia на испанском. Но они не так плохи, как некоторые другие варианты, например Чекландс (Czechlands), что отражает факт присутствия в составе Чехии Богемии, Моравии и части Силезии или просто Богемия, каковое название отвергают моравцы…»
Автор высказал надежду, что
может быть мир привыкнет к новому слову и перестанет путать Чехию с российской Чечней
Далее г-н Бершидский дает обоснование ребрендингу – «…потому что страна выжила – в двух мировых войнах, перекроивших ее границы, распаде советского блока и разъединении со Словакией в 1993 г. Подобные события размывают идентичность и символику страны. Многие народы Африки и Азии переименовали себя в попытках лучше обустроиться в условиях нарождающихся государственностей».
Далее автор перечисляет страны, которые могли последовать примеру Чехии, например, Македонию и Грузию, и в самом конце списка приводит Казахстан – «…два года назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил избавиться от окончания «стан» и назвать страну Казак Елi, чтобы богатая нефтью и относительно современная и динамичная страна перестала ассоциироваться с другими, менее успешными «станами». Как чехи, казахи учли некоторые соображения маркетинга. Тем не менее, новое название не прижилось, и президент страны этот вопрос больше не поднимал…».
«…В Европе уже 25 лет не было войн и крупных потрясений. Попытка стереть пыль со старых названий стран может оказаться чем-то большим, нежели просто маркетинговой акцией – Европе и бывшим советским странам следует двигаться вперед, чтобы развеять свое болезненное прошлое».