Попытки правоохранителей обеспечить исполнение решения суда, по которому учредитель ИП «Алан журт» (собственник газет «Трибуна. Ашык алан» и «Трибуна. Саясат аланы» — ред.) должна была выплатить 2 миллиона тенге, ряд журналистов и правозащитников назвали давлением на одно из последних независимых изданий.
Поводом к проведению пресс-конференции стало задержание полицейскими 21 апреля бывшего собственника газет «Трибуна. Ашык алан» и «Трибуна. Саясат аланы» Асем Альмухаметкызы. Взяли ее прямо на улице и тут же доставили на допрос к следователю. Женщине намерены вменить 1 часть 430 статьи УК РК «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа».
В 2013 году офицер в отставке Купесбай Жампиисов подал в суд на газету «Трибуна. Ашык алан». Суть его иска заключалась в том, что редакция этого издания перепечатала его интервью, данное другим СМИ, а в заголовке в прямую речь вынесла слова, которые он никогда не говорил.
— Они взяли мою фотографию и статью, которую я публиковал в «Казахстанской правде» и в «Вечерний Алматы». Правильная статья. Критика, кстати.
Но в заголовке написали свои слова от моего имени. «Жампиисов К. О.: «Менталитет нашей власти — грабь, обманывай народ и обогащайся». Но это были не мои слова!
И они это признают. И на суде признали, что они добавили мне эти слова для литературной красоты. Я ходил, добивался извинений. Они закрывали двери, — рассказывает Купесбай Жампиисов.
По его словам, у него не было цели с кем-то судиться, он просто требовал извинений и опровержения. Однако встретиться на тот момент с исполняющим обязанности главного редактора газеты «Трибуна. Ашык алан» Жанболатом Мамай ему так и не удалось.
— Он мне ответил по телефону, что встречаться со мной готов только в суде, — продолжает Купесбай Жампиисов. — Я удивился. Хотя я просто хотел, чтобы они заголовок убрали. Я, как цивилизованный человек, пишу письмо, еду в редакцию, а на двери — кодовый замок. Стучусь — не открывают. В окно стучусь — тоже не открывают. Потом все же попал в редакцию. Письмо с трудом, но приняли. Только через месяц выходит маленькими буквами, и не опровержение, а совсем другая информация, которая не опровергает, что это не я говорил.
Отчаявшись добиться опровержения, мужчина обратился в суд. Дело Жампиисов выиграл в суде и первой, и апелляционной инстанциях. Решением суда собственник газеты Асем Альмухаметкызы должна была выплатить 2 миллиона тенге морального вреда.
Прошло 2 года, но и по сей день это решение не исполнено в полном объеме. По данным Жанболата Мамай, сейчас они уже выплатили по иску 1 миллион 300 тысяч тенге.
— И это неправда, так как фактически я получил не более миллиона тенге. Более того, Жанболат Мамай пытается прикрыться закрытием «свободной прессы», вопрос – какой? Газеты «Трибуна. Ашык алан» и «Трибуна. Саясат аланы» не печатаются с 2014 года и фактически не функционируют, а газета Жанболата Мамай «Трибуна. Саяси калам» свободно печатается и никто о ней и не упоминал. Должна быть банальная журналистская этика, которая требует объективности, — утверждает Жампиисов.
Известный в Казахстане правозащитник Евгений Жовтис считает, что неожиданно возобновившееся преследование экс-учредителя проекта «Трибуна. Ашык Алан» не что иное, как давление на издание, которое ставит только одну цель — закрыть газету, но уже нынешнюю «Трибуна. Саяси калам».
— Не с должниками вы боретесь в данном случае, а с изданием. Пытаетесь давить на него через человека, который по тем или иным причинам не погасил вред. (…) Понятно, что в этом задействованы ресурсы, которые значительно превосходят ресурсы обычного судебного исполнителя, который хочет добиться от должника погашения вреда. (…) Это не самый лучший путь закручивания даже небольших клапанов, которыми являются независимые СМИ, и не несет даже в среднесрочной перспективе ничего хорошего, — считает руководитель Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.
Аналогичной позиции придерживается и исполняющий обязанности главного редактора газеты «Трибуна. Саяси калам» Жанболат Мамай. По его словам, такое внимание к исполнению именно этого решения (ответчик ИП «Алан журт») ни что иное, как попытка надавить на выпускаемое сегодня издание с целью изменить редакционную политику.
— Асем Альмухаметкызы задержали, доставили в УВД, там оказывали сильнейшее давление до того момента, пока не приехала адвокат и не стала участвовать в допросе. В ходе допроса практически не было вопросов по погашению этого иска. Все они касались деятельности ИП. То есть кто зарегистрировал газету, почему на ее имя зарегистрировали, — сообщил Жанболат Мамай.
Какое отношение ИП «Алан журт» имеет к нынешней газете «Трибуна. Саяси калам» так и осталось неясно, ведь ее учредитель совсем другая организация — ИП «Калам».
Жанболат Мамай также сообщил, что уже на следующий день после задержания Асем Альмухаметкызы в редакцию поступила досудебная претензия еще от одного алматинского ТОО, которое требует опровержения одного из материалов, вышедших на интернет ресурсе газеты «Трибуна. Саяси калам». Этот факт также был расценен как давление.
Купесбай Жампиисов категорически отрицает любое свое участие в каком-либо давлении на газету. В своем слове на пресс-конференции, которое ему предоставили в ущерб существующему регламенту, он в деталях объяснил, почему был вынужден обратиться в суд и что происходит в его жизни с момента публикации статьи, где в его уста вложили слова, которых он никогда не говорил.
— Давайте обратимся к фактам. Даже пока шли суды, они со мной не встречались, не хотели, уклонялись и продолжали вокруг меня всякие инсинуации, всякие предположения строить. В результате я после такого стресса попал в онкологический институт, где мне сделали операцию. После этого я больше года ничего не мог делать. Естественно, как положено по законодательству, после написал заявление судебным исполнителям, — объяснил Жампиисов.
Также он полностью снимает с себя ответственность за состояние здоровья экс-учредителя «Трибуны» Асем Альмухаметкызы, которая, по словам ее коллег, тоже перенесла тяжелую болезнь, а после допроса у следователя ей потребовалось вызывать скорую помощь.
— Политическую окраску этому делу придает не Жампиисов. Поверьте!
Политическую окраску этому делу придают те, кто прикрываясь правдой о свободе слова и преследованием независимой прессы, добивается своих целей
Ну когда-нибудь кто-то из них может остановиться и сказать: «Купесбай Оразбаевич, извините, мы вас оклеветали!». Никто и не думает. В том, что Асем доведена до такого состояния, нет моей вины. Это вина того, кто уговорил ее взять на себя роль учредителя, — добавил Купесбай Жампиисов.
Чем завершится это дело и будет ли начато досудебное расследование за неисполнение решения суда экс-учредителем ИП «Алан журт», станет понятно уже в ближайшее время. Возможно, после сегодняшней пресс-конференции сторонам удастся прийти к какому-то консенсусу и продолжающийся несколько лет конфликт все же разрешится.