Сегодня у нас в гостях олимпийский чемпион World Masters Games 2013 Алексей Абраменко. И говорить мы сегодня будем о возможностях человеческого организма в спорте.
— Алексей вы свой титул завоевали в 2013 году в Турине. Эти игры чем отличаются от обычных Олимпийских игр?
— Массовостью. Если на олимпиаде в Лондоне было 11 тысяч спортсменов, то на олимпиаде в Турине было 30 тысяч спортсменов.
— И все спортсмены были возрастные?
— Именно возрастные. World Masters Games – это Всемирные игры мастеров. Там принимают участие любители и ветераны. Очень массовое мероприятие. Важное отличие: если обычная олимпиада проводится 20 дней, то здесь все мероприятия проходят за 10 дней. За 10 дней охватить все виды спорта – это очень сложно. На организаторов ложится очень большая работа.
— Вы – профессиональный спортсмен. И спортом вы занимались еще 28 лет назад.
— Да. Заниматься я начал еще со школы. Занимался лет 15. Был в сборной СССР. Ездил на соревнования. Тогда не было понятия «профессиональный спорт». Мы все были любителями. Потому что был Советский Союз. Ездили за идею, а не за зарплату. Такая у нас была пропаганда. После этого был перерыв. Я 28 лет на велосипеде не ездил. Я перешел в мотокросс. И 14 лет ездил в мотокроссе.
— А что вас сподвигло в 2013 году поехать в Турин и стать олимпийским чемпионом?
— Я немного отступлюсь. Так не бывает, что сел и поехал, выиграл. Получилось так, что те ребята, с которыми я ездил, стали активно заниматься велоспортом. Бывший директор нашего велоклуба имени Винокурова – нашего олимпийского чемпиона, мы с ним ездили вместе раньше. Он мне говорит, что у нас открывается ветеранское движение. Давай принимай участие, ты ведь неплохо ездил. И Гуцелюк Сергей, можно сказать, второй раз посадил меня на этот велосипед. Я начал потихоньку заниматься. А так как нас учили ездить – не проигрывать, держать форму, то это начинает заедать. Начинаются тренировки. А когда пошел результат, ставятся цели. Такие цели, как победа на международных соревнованиях. И когда я почувствовал, что могу это сделать, то я, естественно, заявился и поехал.
— Вы поехали сами по себе или вас отправил велоклуб?
— Меня включили в график, и я ехал за счет клуба в город Турин, где всех поверг в шок, потому что за границей в основном ездят за счет спонсора или от работы. А я, получается, приехал за счет государства. Как так? Вроде Казахстан. Они о нас сейчас знают. Но не могли поверить, что человек из Казахстана приехал за счет государства.
— Что спорт на таком уровне?
— Да. Что именно ветеранский спорт на таком уровне.
— Вы обошли многих чемпионов, которые до этого активно участвовали в спортивной жизни. Вы говорите: был график тренировок, настрой. А сколько времени заняла тренировка?
— Активная подготовка заняла 4 года, потому что слишком большой был пробел – 28 лет. Мотокросс – это другая специфика. А велоспорт – другая. Еще такой аспект, что сразу начинать нельзя. Нас учили старые тренера закону трех П – постоянно, последовательно и постепенно. Особенно в возрасте. Многие думают – сел и поехал. Нет. Потихоньку вкатываться, чтобы организм привыкал, восстанавливался. Чем больше нагрузок, тем больше восстановление. Особенно в возрасте – кому за 50. Чтобы организм не сорвать, должна быть специальная система тренировок. 4 года.
— Тем не менее результат вы показали, который не каждому молодому и активному спортсмену по зубам. Следующие игры мастеров будут в 2017 году. Вы планируете в них участвовать?
— Трудно сказать. Потому что это сопряжено со многими финансовыми трудностями. Следующие игры мастеров будут в Новой Зеландии. Это и перелет, и трансфер. А у нас сейчас курс доллара и евро… Не знаю. 50% на 50%. Можно сильно готовиться и не поехать. Как у меня было в 2012 году. Я готовился на чемпионат мира. Но из-за финансовых проблем я туда не попал. Хотя готовился вест год. Также и здесь. Если готовиться, то готовиться. Если нет, то нет. Трудно определить эту середину.
— Пообщавшись на международных соревнованиях с коллегами-спортсменами из других стран, вы что-то поняли? У них особый график питания, особый режим дня. Что отличает такого спортсмена от обычного человека, который решил поучаствовать?
— За границей… Они же все рядом находятся. Даже с наших постсоветских республик – ребята с Литвы, Белоруссии, Украины. Они садятся на автобус, приезжают в Европу на 3-4 дня. Там катаются, гоняются, ходят по экскурсиям. И обратно. Мы находимся слишком далеко. Если им 4 часа ехать, то нам 7 часов лететь. Вот в чем дело. Они там друг друга все знают. Кто на что способен, какие соревнования. Там это все развито. Нам в этом отношении тяжело. Нужно было рассчитывать только на себя. Мне не на кого было смотреть.
— А физически как вы себя участвовали? Вам есть с чем сравнить: вы в молодости участвовали в соревнованиях. И вдруг поехали. Вы ощущали неуверенность в собственных силах?
— Вы имеете в виду дискомфорт?
— Да.
— Нет. Страха не было. Абсолютно. Я был уверен в себе. Просто я последний раз был за границей в 1980 году тоже в Италии. Я поехал туда через 33 года. Я не знал, как я там адаптируюсь, акклиматизируюсь. Потому что в молодые годы акклиматизация – это одно. Сейчас – другое. Это единственное, что меня смущало.
— И как прошло?
— Я справился. Хотя старт у меня попал на первый день акклиматизации. Немного вялость была. Но пришлось перестраиваться. Не давать себе слабины. Раз приехал, то приехал. Это единственное, что меня там беспокоило. А так сел в седло и поехал.
— Сразу на результат?
— Ты же не думаешь, что на первое место идешь — идешь на свой результат, который ты можешь показать. А время покажет. Время и показало.
— А в Алматы среди ваших друзей возрастных спортсменов какие настроения? Планируете участвовать в соревнованиях, организовывать их на нашей территории?
— Раньше как было? Здесь были матчевые международные встречи: Россия – Казахстан. Это нас приглашали ветераны с Омска. Мы ездили к ним, они приезжали к нам в Алматы. И традиционная павлодарская гонка. Она уже будет проводиться 22-ой раз в этом году. Это благодаря Ринату Ахметбекову и акимату города Павлодара эта гонка проводится традиционно. Первое воскресенье сентября мы всегда едем к ним. Эта гонка у нас осталась единственная. В Омске свои проблемы. Мы перестали к ним ездить. В Алматы проводится международная гонка среди профессионалов. Поэтому ветеранскую гонку стали сдвигать по времени. А потом непогода. Поэтому эта гонка уже 2 года не проводится. У нас мало стартов среди ветеранов, среди любителей. У нас были пробеги каждое воскресенье, благодаря бывшему акиму Есимову. Он – молодец! Поднял велосипедное движение. Стало много народу вливаться. Были дневные и ночные пробеги. Но это пробеги. А с гонками стало проблематично.
— Алматы, наверное, не приспособлен для пробегов. Говорю это как обыватель.
— Я бы не сказал. У нас построено много велодорожек. Хотя бы взять проспект Аль-Фараби – велодорожку. На Медеу красят дорожку, чтобы люди в горы ездили. Новая дорога на Бурундай. Там, где у нас автомобильный ЦОН. Там шикарная велодорожка 7 км. Так что Алматы из всех наших городов лучше всего приспособлен именно для велосипедного движения. Я все-таки на велосипеде езжу каждый день и заметил, что
в связи с популяризацией велосипеда и водительский состав стал более внимательным к велосипедистам. Уважают, пропускают,
что импонирует. Для меня было неожиданным видеть в Италии, в Австрии такое — велосипедист поворачивает и 6 рядов машин останавливаются, пропускают велосипедиста и потом едут. Но это было давно. А у нас сейчас тоже водители стали более доброжелательными и приветливыми к велосипедистам – независимо от того, гонщик перед ними или любитель.
— Популяризация сказывается так, что некоторые люди даже на работу едут на велосипеде… Во сколько мальчик должен прийти в секцию велосипеда, чтобы чего-то достичь? Он же не может в 3-4 года пойти, как люди отдают своих детей на плавание.
— Я начал заниматься в 11 лет. Результаты у меня пошли в 14-15 лет. Через 3-4 года. И пошло… Мастер спорта международного класса в 21 год. А в 22 я становлюсь стариком.
— То есть все, для спорта не годитесь?
— Нас начали списывать. Называлось — искусственное омолаживание состава. Если взять чемпиона Александра Винокурова, он в 37 лет стал олимпийским чемпионом. Это о чем-то говорит? Если бы он был в то время, его бы тоже списали как старика.
— Как неперспективного.
— Если взять испанца Мигеля Индурайна, который выиграл Tour de France – это считается гонка высшего уровня, он это сделал в 27-28 лет. Если взять наше время, то лучше заниматься в возрасте 10-12 лет. Но нужно готовить себя к велосипеду – заниматься плаванием, бегом. Ребенку выезжать массово в дорогу в 11-12 лет проблематично. У него реакция не та. Он может испугаться. Если выезжать организованной колонной, как у нас выезжают тренера, то можно выезжать и в 12-13 лет. Там есть сопровождение, чтобы обезопасить. Но это в секции. А выезжать на дороги общего пользования с юных лет я бы не советовал. Это сейчас очень опасно.
— То есть, если родители решили дать своим детям спортивное направление, то они должны заниматься в секции под руководством тренера.
— Да. Я езжу по Алматы и Алматинской области. Вижу, ездят организованные колонны ребят по 5-8 человек. Одиночек мало, потому что одному ездить не интересно. Если родители хотят, чтобы ребенок ездил, то у них должна быть компания. Компанию и видно издалека, им весело, все организовано.
— Самым возрастным спортсменом в истории олимпийских игр был Оскар Сван. Насколько я знаю, в 100 лет. Вы планируете кататься до такого возраста?
— 100 лет… Когда его спросили: «Что вы желаете будущему вашему преемнику?» Он ответил: «Я желаю, чтобы он в 100 лет хотя бы сел на велосипед». Не то, чтобы проехать, а хотя бы сесть. 100 лет – это такой рубеж. Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. В 100 лет хотя бы сесть.
— Я желаю вам долгой спортивной карьеры! Новых олимпийских награди вообще наград!
— Приглашайте – придем, расскажем. Желаю телезрителям не болеть, беречь себя! Хочу сказать нашим любителям и ветеранам: катайтесь на велосипеде – это здоровье. Берегите себя, используйте средства защиты, шлем – без него никак нельзя. Велосипед forever.
— Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь