Интернет-торговля может даже повлиять на политику — рано или поздно пользователи интернет-магазинов понимают, что зачастую в Сети все дешевле, чем в оффлайн-магазинах. Значит сайты за 50 млн тг, которые заказывают госорганы — коррупция! Об этом и многом другом рассуждает Константин Горожанкин.
— Константин, как интернет-коммерция Казахстана чувствует себя в условиях кризиса?
— Достаточно хорошо. Потому что мы были готовы, что в кризис люди идут в интернет. В течение 2014-2015 годов мы тщательно изучали украинский и российский опыт, общались с их интернет-магазинами.
В Украине, когда произошла двукратная девальвация, примерно на месяц интернет затих, а потом начался бурный рост,
как со стороны покупателей, так и со стороны посещений. Люди понимают, что денег у них стало меньше, они начинают искать более оптимальные пути их траты. В интернете дешевле, тебе еще могут бесплатно доставить. Что может быть лучше? И люди идут в интернет. Нужно отметить, что продажи растут именно у крупнейших магазинов. Потому что люди идут туда, где лучше и цена ниже. Интернет здесь очень отличается от продаж оффлайн. Если в оффлайн есть конкуренция, то в интернете будет зарабатывать сильнейший в каком-то сегменте. Может быть и второй игрок, а третьему, четвертому и пятому достается гораздо меньше.
— Вы сейчас говорите о росте интернет-магазинов или это интернет-представительства оффлайн-компаний?
— Что вы имеете в виду под интернет-представительством?
— Например, интернет-магазин «Рамстор», которого еще нет. Или «Планета электроники».
— Я не зря сказал про лидеров. Магазины, которые вы перечисляете, далеко не лидеры.
Чтобы стать лидером, надо 2-3 года быть в интернете, чтобы вас поисковики искали
— То есть растет интернет-бизнес, который зарождался в интернете?
— Лидер в мире бытовой техники – это TECHNODOM. Он не зарождался в интернете. Они просто очень хорошо подготовились к кризису, отстроили интернет-магазин, уже 2-3 года хорошо продают. У них доставка в Алматы занимает час — это здорово даже по мировым меркам, поэтому он идет вверх.
— А насколько выросли продажи?
— Это зависит от сегмента.
— В целом по рынку?
— В 2014 году рынок вырос на 47%, в тенге — на 78%.
— Эти впечатляющие цифры роста как оценивать? С точки зрения низкого старта, или база достаточно серьезная?
— Думаю, с точки зрения низкого старта. В казахстанском интернете пока очень мало людей, которые покупают в интернете. Здесь мы отстаем от многих стран. Мы думаем, что
интернет еще 2-3 года будет активно расти
Если будут дополнительные возможности для продаж, он будет расти еще очень долго.
— Сколько казахстанцев покупают в интернете?
— Если говорить об интернете, число зашкаливает за 10 млн. У разных игроков эти цифры по-разному оцениваются. Но я думаю, 10 млн — это реальная цифра. Если говорить непосредственно о тех, кто покупает, то это порядка 1 млн человек.
— Есть куда двигаться.
— Однозначно. Поэтому мы проводим такие мероприятия как «Кибержума», когда все товары продаются со скидкой. Как показывает практика, людям нужен толчок, чтобы первый раз попробовать. У меня есть много знакомых продвинутых людей, которые пользуются гаджетами, но не покупают в интернете. Я говорю – это же выгодно. Показываю на экране. А человек не уверен – мне страшно, вдруг у меня карта закрыта. Я говорю — попробуй. Если карта закрыта, тебе напишут на экране. Вот номер телефона вашего банка, позвоните, они откроют вашу карту. Нужен толчок, потом люди покупают.
Толчок был в 2011 году. Тогда мы достигли 20% населения в интернете
Как правило, все магазины, которые запустили с того года, если технологии работают правильно, становятся успешными. Сейчас еще больше, потому что даже вчерашние студенты начинают работать, у них появляются деньги, а студенты и школьники свою жизнь без интернета не представляют. У меня ребенку 13 лет, он свободно покупает в интернете. Люди старшего поколения должны до этого дойти.
— То есть это психологический барьер.
— Как показывает мировой опыт, человеку нужно 3 года быть в интернете, чтобы он что-нибудь купил. Сначала ему нравятся соцсети, потом он пользуется поиском, смотрит магазины, сравнивает цены, едет в магазин, сравнивает, а потом покупает в интернете. И если ему все понравилось, он начинает этим пользоваться. Алматы еще будут подгонять и пробки. Перед Новым Годом вообще невозможно ездить. Мы в семье уже 3 года на Новый Год все заказываем через arbuz.kz. Ребята все хорошо привозят.
— 10 млн пользователей, это как считается? Это и мобильный интернет?
— Это и через мобильные устройства… Почему мы, профессионалы, немного не доверяем официальным данным? Потому что идет двойной подсчет. Я выхожу из телефона, из ноутбука и домашнего компьютера. Это как 3 пользователя в стране. Но у нас есть дополнительные опции. Есть портал zero.kz, vse.kz, портал air astana, где проявляется много пользователей. Мы косвенные данные смотрим, сколько человек заходит, и по нашим данным, приближаемся к 10 млн. У госорганов – далеко за 10 млн.
Я уже боюсь, что случится, когда будет 15 млн, 17 млн. Что будет делать министр? Обратный отсчет вести?
— А региональный разрез? Какие регионы самые активные?
— Замеры мы делаем в Кибержуму. Все магазины предоставляют нам отчет – с какого региона сколько было куплено. И мы это все замеряем. Мы четко видим, что выделяется Алматы. Это 47% всего рынка покупок. Еще выделяются Астана и Караганда — 15% и 12%. Все остальное – тонкий слой. Не больше 5%.
— А юг? Он же интернетизирован активно, судя по количеству СМИ и соцсетям.
— На юге, действительно, большое население, но пользователей интернета там меньше. Там еще не привыкли. Там меньше покупают.
У всех, кто открывался в Шымкенте, есть ощущение, что нужно еще год-два,
чтобы что-то генерировать именно с точки зрения интернета. Наша страна очень отличается в региональном разрезе. И юг с точки зрения интернета очень отстает.
— Сколько времени нужно, чтобы регионы подтянулись?
— Все индивидуально. Нужен год-два, но кризис будет подгонять. Я в этом абсолютно уверен. Например, в прошлом году у нас однозначно взорвался рынок шин и дисков. Их действительно выгодно покупать в интернете, потому что вы реально видите все шины и диски. В обычный магазин, который вы заезжаете, невозможно затолкать весь ассортимент шин и дисков, вы видите только с какими брендами работает этот магазин. В интернете реально дешевле. Цена чека очень высокая — 70 000-80 000 тенге. И люди ринулись в интернет. Продажи шин от интернет-магазина выросли в 4-5 раз за год. В том числе и Шымкент. 5% дохода магазина gepard.kz шли из Шымкента. Тараз и Кызылорда меньше.
— Такой бешеный рост – это риск получения негатива обратной связи, потому что можно не справиться с таким объемом и получить feedback. В интернете его получить достаточно быстро. На что жалуются покупатели? Чего им не хватает?
— Я опять скажу про Кибержуму, когда мы делаем антистрессовые нагрузки. Именно в этот день все интернет-магазины делают рекордные заказы. Год назад Lamoda сделала 1000 заказов в день Кибержумы, через год уже 3000 заказов. Представьте, что такое 3000 заказов. У нас нет таких оффлайн магазинов, где в день будет столько заказов. Люди жалуются на доставку.
Доставка – это головная боль Казахстана
— Логистика – основной вопрос.
— Да. Здесь есть как объективные причины, так и субъективные. Мы действительно очень большая страна, на территории которой живет очень мало народа. Между мегаполисами 600 км. Это очень много по мировым меркам. Доставка из города в город занимает много времени. И это стоит денег. Я был очень рад, когда Кыргызстан вошел в Таможенный Союз, потому что под Алматы появился миллионный город, который находится в 270 км. Следующий ближайший мегаполис — это Шымкент – 600 км. Нам в 3 раза быстрее отвезти товар в Бишкек. Тем более, если мы говорим об Атырау, Актау. Это очень далеко. Логисты, которые есть на рынке, не справляются, потому что они все вышли из обычной логистики. Они никогда не работали с интернет-магазинами. И рынок ждет чистого логиста, который бы работал с интернет-магазинами. Такой чистый логист случился в Украине. Там есть два игрока — «Новая почта» и еще второй. «Новая почта» просто поставила в каждом районе города точку выдачи, и люди забирают. Это как магазин шаговой доступности. Стоимость логистики стала нулевой, доставка в течение дня стала нормой. Вы на работе заказываете, вечером идете домой – забираете. Когда у нас это случится? Пока это большая проблема. Интернет-магазины должны решать ее сами. По сути, они строят два бизнеса – магазин и собственную логистику. Понятно, что в первом мало опыта, а во втором вообще нет. И магазин умирает. Потому что построить два бизнеса очень сложно. Профессионалов в логистике почти нет. Также могут жаловаться на поддержку или что-то другое, но все решаемо. Еще один момент в том, что наши интернет-магазины не продают свой товар. Они продают то, что берут у дистрибьюторов. К сожалению, все наши дистрибьюторы живут в прошлом веке. Никто не дает онлайн-остатков, онлайн-интеграции. К сожалению, каждое утро происходят таблицы Excel, и это еще хорошо. Чаще всего это просто картинки, в одной написано iPhone 4S черный, в другом — iPhone 4S, непонятно что. Получается, что магазины строят специальные прайс-анализаторы, которые это все собирают. Самое страшное, когда человек покупает, ты звонишь дистрибьютору, а он говорит, что все закончилось или поднялась цена. Возникают проблемы, интернет-магазины очень сильно попадают из-за этого. Но за счет того, что идет общий рост интернет-магазинов, люди не замечают каких-то минусов, магазины двигаются дальше. Я знаю несколько направлений, где дистрибьюторы переходят на онлайн-обновление остатков, и у них сразу идет рост. Соответственно, они становятся лидерами этого интернет-магазина. Некий тандем – дистрибьютор и два-три магазина. Думаю, остальные подтянутся. Слабые будут умирать. Останутся те, кто хочет развиваться, двигаться и нормально развивать региональный бизнес.
— Вы говорите про Кибержуму, что это хороший инструмент для роста интернет-бизнеса в Казахстане. Вместе с тем я по диагонали смотрю отзывы, которые вываливаются в интернет. О последней Кибержуме ни одного положительного отзыва не слышала. Люди говорят, что это обман. Это скидки несуществующие. Что из Кибержумы надули такой PR-шарик. Не готовы наши интернет-магазины предоставлять такого рода сервис, обслуживать такое количество людей, делать это честно.
— Мы тоже отслеживаем эти отзывы. Могу сказать, что о Кибержуме было 8 отрицательных отзывов и 68 положительных. По отрицательным отзывам: мы говорим – поймите, ассоциация объединяет порядка 70 магазинов, в акции участвует более 100 магазинов, понятно, что мы не можем всех проверить. Акция направлена на то, чтобы людей вытащить из оффлайн на первую он-лайн покупку. Уверяю вас, скидки есть. Но некоторые могут быстро заканчиваться, а некоторые — маленькие, 5%. Не могут интернет-магазины работать себе в минус. Если бы не было скидок, люди не покупали бы так много, но покупают в 2-3 раза больше, потому что сравнивают. Обычно пишут блогеры. Но идет проверка 2-3 единиц с маленькими скидками, и начинается разбор полетов. Но мне нравится, что из магазина реагируют. У нас есть специальный человек, который все это отслеживает, связывается с директором магазина, кидает ему ссылку – пожалуйста, ответьте. В последний раз это была заковырка у Chocolife при продаже бытовой химии. Домохозяйки бросились покупать все эти Fairy, наполнили корзину, но надо же еще нажать кнопку «купить». А они куда-то убежали, вечером нажали кнопку «купить», а товар уже кончился. Людям отвечали, что уже все вывезли. Пусто. Это первый негатив. Второй негатив был у «Меломана». Кто-то нашел, что книга стоила столько-то, а потом столько-то. Такое тоже бывает. Но вы поймите, что сейчас девальвация. Цены меняются.
— Чехарда с ценами.
— Да. Вы помните, когда были девальвации 2009 года, 2014, интернет-магазины закрылись на полдня. Сейчас интернет-магазины не закрываются. Они приспособились к этой ситуации. Они не закрывают вас как клиентов. У них цена уже поднялась, но для вас они ее не меняют. Меняют ее только на утро. Сейчас интернет-магазины как некие санитары леса. Они дают вам возможность купить еще по старым ценам.
— Чем ваша ассоциация полезна интернет-бизнесу кроме Кибержумы?
— Мы делаем ряд вещей. Но самое главное — мы хотим помочь развиваться этому бизнесу. Во-первых, интернет-бизнес становится большим, он вырастает из коротких штанишек. Мы чувствуем интерес к себе разных агашек и хотим защищаться. А вместе легче. Дай Бог, чтобы это были олигархи — нормальные инвесторы. Но чаще всего приходят ненормальные инвесторы. И мы хотели бы защититься от непонятных проверок и вымоганий. У нас в ассоциации есть и PR-ресурсы, и СМИ. Был один ресурс, на который была попытка наезда. Мы его отстояли. Второй момент – законодательные инициативы. Законодательство в нашей стране меняется немного хаотично, мы бы хотели все это контролировать. Мы создали ассоциацию, вошли в АМПП, сейчас с нами обязаны согласовывать любой закон, который касается интернета.
— У вас появился серьезный срез.
— Интернет ассоциация – это однозначно плечо. Мы можем лоббировать какие-то вещи. Что мы сделали за 2 года? Нам удалось завести электронную коммерцию, чего раньше не было. Платить со счета мобильного оператора за покупки и услуги. Это закон об электронных счет-фактурах. Дело в том, что есть много электронных бизнесов, где нет доставки товара. Например, продажа хостинга. Вы купили хостер, он стоит 3000 тенге в месяц. А этому хостеру приходится отсылать вам счет-фактуру. Это письмо стоит 500 тенге. Из 3000 тенге, которые вы ему заплатили, он платит 500 тенге, чтобы отправить вам счет-фактуру, чтобы вы подписали, а потом отправили ему обратно. Это нонсенс. Нигде в мире этого давно нет. Мы пролоббировали этот закон. Сейчас он в принципе работает с точки зрения законодательства, но не фактически. Потому что отдали это «Казахтелекому», он построил некую систему. Чтобы две организации могли обменяться друг с другом электронно, нужно быть подключенным к этой системе. Сейчас мы лоббируем такую вещь, вы, наверное, в курсе, что наша страна хочет заменить НДС и КПН на налог с продаж.
— Да.
— И, наверное, многие уже видели, что для интернет-магазинов он будет минимальный. Он будет для обычных магазинов с безналичными платежами и еще меньше для интернет-магазинов. Это работа, которую мы сделали. Я надеюсь, что это покажет предпринимателям, чтобы они двигались в интернет. Еще мы делаем рейтинги. Как вы знаете, в Казахстане со статистикой все очень плохо. Поэтому мы объединились с Forbes и Pricewaterhouse, в этом году это будет уже третий рейтинг – топ 100 интернет-компаний, топ 100 мобильных приложений. Впервые в этом году мы сделали топ 100 web-студий, инвесторов, стартапов и интернет-агентств.
— Очень полезная вещь.
— Например, web-студии.
— Больная тема. Это целых 2 часа разговора.
— Для нас, интернет-предпринимателей – это больная тема, потому что никто не знает, куда обратиться.
— Как выбрать.
— Что мы делаем? Мы показываем оборот, количество сотрудников, стандартную цену на интернет-магазин, на корпоративный сайт, на личную страничку. И эта цена будет на сайте АКИБ. Человек, который хочет построить интернет-магазин, выходит, помечает галочкой цену и видит примеры работы web-студий за эту цену. Он сразу понимает, что это для меня дорого – это крутой магазин. А это мне подходит – маленький магазин. С другой стороны,
мы думаем, что это поможет в борьбе с коррупцией в нашей стране. Потому что надоело слушать, как делают сайты за 50 млн тенге наши госорганы
Надеюсь, госорганы тоже будут заглядывать, что сайт за 50 млн тенге — это лажа, что кто-то будет тыкать носом наших чиновников, которые выставляют такие цены в тендерной заявке.
— Дайте один совет человеку, который никогда не покупал в интернет-магазине, но очень хочет это сделать.
— В первую очередь, посмотрите на сайт – внушает он вам доверие или нет. Можно просто позвонить и по голосу понять, что там за люди.
— Адекватные или неадекватные.
— Да. А в последующие разы вы будете знать, что все в порядке. Спросите — какие гарантии? Что будет, если мне не понравится? И по ответам поймете, насколько они к вам лояльны. Это все намного лояльнее, чем в обычных магазинах, потому что люди боятся негативных отзывов.
— Интернет forever. Спасибо за интересную беседу!
Видеоверсию смотрите здесь