Аналитики инвестиционного банка Halyk Finance выступили с резким заявлением, осуждающим политику Национального банка РК, которая может привести к очередным девальвационным ожиданиям.
«НБК выкупил 1,2 млрд долларов на валютном рынке в марте. В интервью Reuters г-н Акишев сообщил о значительном (42%) участии Нацбанка. По его словам, рост спроса на тенговые депозиты значительно повлиял на валютный рынок, — сообщается в релизе Halyk Finance. — Также глава НБК сообщил о недопущении значительных колебаний курса на небольших объемах и еще раз заверил о стремлении к минимизации участия на валютном рынке».
(Отметим, что по информации пресс-службы Нацбанка РК, интервенции НБРК на внутреннем валютном рынке в марте этого года составили 1 миллиард 236 миллионов долларов. При этом в феврале интервенции Нацбанка составили 474 миллиона 400 тысяч долларов. В пресс-службе пояснили, что всего с начала года Национальный банк купил 1 миллиард 652 миллиона долларов США, — прим. ред.)
«18 марта мы писали о сопротивлении тенге к укреплению, — продолжают эксперты Halyk Finance. — Тогда мы не видели объективных причин для резкого ослабления зависимости тенге от цены на нефть и курса рубля в первой половине марта. Также мы отмечали, что заметно снизилась волатильность рыночного курса тенге, что хорошо видно на рис. 2 по сравнению с рыночной волатильностью рубля.
Сейчас, после объявления объема интервенций на валютном рынке, сделанных НБК в марте, становятся понятны причины таких аномалий
По мнению экспертов, интервенции в размере 42% от всех торгов на валютном рынке, а также снижение зависимости тенге от нефти и рубля уже нельзя объяснить «недопущением значительных колебаний курса на небольших объемах торгов».
«По всей видимости, все-таки
регулятор придерживается политики «укрепляться не даем, а вверх пусть плавает», что идет в разрез с политикой «инфляционное таргетирование» и свободным плаванием курса тенге
Снижение волатильности тенге является следствием такой политики», — написано в релизе Halyk Finance.
«Мы считаем, такие действия НБК подрывают доверие к денежно-кредитной политике. Также
ассиметричная курсовая политика, позволяющая тенге только слабеть, вновь усилит девальвационные ожидания, которые сильно ослабли после объективного укрепления тенге с начала года
Всё это может повернуть вспять наметившиеся положительные тенденции по дедолларизации депозитов.
Можно предположить следующие основания для курсовой политики НБК в марте:
Первые два из вышеперечисленных оснований не соответствуют мандату НБК и находятся в сфере деятельности правительства. Это ставит вопрос о независимости НБК. Также ни один из этих факторов не оправдывает рисков, связанных со снижением доверия к политике регулятора.
Пополнение валютных резервов входит в функции регулятора, однако в соответствии с политикой «инфляционное таргетирование» такие действия должны осуществляться по заранее объявленному плану (как это делал ЦБ России) так, чтобы ни у кого не возникало сомнений в свободном плавании национальной валюты», — подводят итог финансовые эксперты Halyk Finance.