Автовладельцев ждут перемены: с 5 апреля 2016 года все страховые компании переходят на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Страховщики нововведениям рады, хотя и готовятся к всплеску судебных споров.
Главное и не очень приятное для автомобилистов новшество в том, что
теперь оценить ущерб смогут только страховые компании
То есть страховая компания, заинтересованная в снижении своих издержек, будет самостоятельно определять, сколько денег заплатит автовладельцу. А если клиент останется недоволен суммой оценки вреда, то имеет полное право обратиться к независимому оценщику, только вряд ли это окажется полезным делом: правила, устанавливающие порядок расчета стоимости ремонта, станут едины для всех экспертов.
Кстати, судиться тоже не вариант – в судах будут пользоваться тем же единственным документом, утвержденным Нацбанком, по которому можно рассчитать стоимость ремонта.
В общем, как раньше, когда стоимость ремонта специалисты определяли по-разному и порой итоги расчетов двух оценщиков различались в разы, уже не будет. В этом абсолютно уверены как представители страхового бизнеса, так и страховой омбудсмен.
– Раньше выявлялись и мошенничество, и завышение цен, и включение работ, которых в принципе не было. И все потому, что существовало несколько методик, которые практиковали разный подход к оценке движимого имущества. Естественно, это влияло на рост убыточности страховщиков, – отмечает омбудсмен Андрей Копов. – Новый документ также обязывает водителя предоставить машину, которой причинен вред, на оценку страховщикам… Конечно, на первом этапе не обойтись без погрешностей и споров, но в итоге система должна заработать успешно.
Осмотреть поврежденное транспортное средство и произвести расчет размера вреда специалисты страховой компании должны в течение 10 дней
Если страховая компания в течение этого времени не осуществила расчет суммы возмещения вреда, тогда владелец транспортного средства имеет полное право обратиться к независимой оценочной организации, и эта оценка будет единственно верной.
Страховщики уверяют, что цены на запчасти установлены точно такие же, как и на ценниках у официальных дилеров на оригинальные детали. Разница в выплате будет только по причине износа, к примеру
на 10-летний автомобиль амортизация составит 60%
– Но если автовладелец согласен на дубликат или б/у, тогда амортизация считаться не будет, – говорит Юрий Пичугин, начальник управления страховых выплат АО «СК Номад Иншуренс». – Кроме того, у автовладельца есть выбор: получить возмещение деньгами либо доверить страховой компании отремонтировать его машину.
Если при оценке специалист страховой компании не заметил «скрытого» повреждения (к примеру, перекос кузова, который можно выявить лишь на специальном стенде), тогда, как утверждают страховщики, автовладельцу необходимо написать заявление – в страховой компании его обязательно рассмотрят и может быть даже возместят все издержки.
Но есть и проблема, о которой представители страхового бизнеса поторопились предупредить во время пресс-брифинга:
пострадавшему могут отказать в страховой выплате по причине неправильно оформленных документов
Если человек, находящийся после аварии в стрессовом состоянии, ошибется при заполнении бумаг, то может не получить ни копейки.
– Если автовладелец столкнулся с ситуацией, когда его транспортное средство было повреждено в результате ДТП, быть более внимательным при составлении документов, которые будет составлять представитель страховой организации. Это в первую очередь акт осмотра, – сообщил страховой омбудсмен. – Автомобилистам вообще необходимо зайти на сайт и скачать Правила определения размера, положить их у себя в машине и требовать от представителей страховых компаний, чтобы этот акт был надлежащим образом оформлен. То, что отражено в акте, потом ляжет в основе определения вреда.Потом очень тяжело будет доказывать, что какие-то дефекты были по факту, но не были указаны в акте.
Несоблюдение правил дает право страховой компании в отказе страховой выплаты. И это закреплено законодательством.
– Путем наработки практики, правильного заполнения и правильного расчета, через некоторое время, я думаю, количество спорных разногласий пойдет на спад, – надеется Андрей Копов.