Россия простила Монголии 172 млн долларов, а это 97% от общей суммы долга страны перед Россией. Этот шаг — часть новой стратегии России. Но стоит ли Казахстану рассчитывать на такие же уступки? Об этом — в статье Саманты Брлетич, специализирующейся на Средней Азии.
«Долговое прощение сигнализирует о том, что Москва пытается приблизиться к Улан-Батору. Монголия представляет отличную возможность сбыта российской продукции. Использование финансовых инструментов и долгов для получения политических концессий является основной частью в дипломатическом наборе инструментов России.
Правительство Монголии одобряет действия России. Экономика Монголии выросла только на 2,3% за 2015 год, это самый медленный рост за последние 7 лет после глобального экономического спада в 2009 году. Понижению товарных цен способствуют истощающиеся иностранные инвестиции и замедления в китайской торговле. Единственный индикатор увеличенных прямых иностранных инвестиций — конец переговоров по добыче полезных ископаемых золотого рудника Гацуурт и конец спора о Таван-Толгоне.
Долговое прощение может «соблазнить» Монголию импортировать больше энергии из России
В 2014 году Монголия импортировала 91% ее нефтепродуктов из России, включая бензин, реактивное топливо и дизель. По состоянию на 2013 год, Монголия импортировала очищенных нефтепродуктов на $1,03 миллиарда, составляющих 67% импорта из России. В 2011 году Монголия импортировала 90% своих бензиновых продуктов из России. К маю 2015 года торговый оборот между Россией и Монголией снизился на 2,8%.
Энергетическая зависимость Монголии от России делает страну очень уязвимой. Стоит хотя бы вспомнить состояние экономики Украины, когда Россия закончила газоснабжение страны из-за натянутых отношений и скачков цен. Монголия уже переживала момент, когда Россия сократила дизельную поставку из-за дефицита в ее внутренней поставке, которая увеличила затраты на добычу полезных ископаемых и логистику (апрель 2011 года).
Монголия — лишь один пример, как Россия пытается удержать союзников в сфере своего влияния.
Терпящий крах нефтяной рынок повлиял на экономику России, сократив ВВП и региональную экономику, заставляющую бывшие советские республики переосмыслить принципы экономической политики. Страны, связанные с Россией с политической и экономической точек зрения, пострадали из-за катастрофы на рынке потребления и западных санкций против России, существенно снизились денежные переводы между странами Средней Азии. Экономика России замедлилась и тем самым вынудила Казахстан и Кыргызстан — два самых близких союзника России — искать другие возможности экономического роста.
Сейчас Казахстан с надеждой смотрит на ближневосточных инвесторов, таких как Объединенные Арабские Эмираты. Вообще, разнообразие экономических партнеров Казахстана подчеркивает желание страны быть мостом между Европой и Евразией.
Сложности в экономике Казахстана спровоцировали обсуждение темы подъема арендных ставок для России, которая арендует четыре военных и космических полигона Казахстана,
включая Сарышаган и места тестирования ракет на Эмбе. За все территории Россия платит $24 миллиона, которых, по словам членов парламента Казахстана, недостаточно. Помимо этого, Россия арендует космодром Байконур за $155 миллионов в год — это соглашение подписано до 2050 года».
Получается, что наличие этих арендных территорий и возможность подъема ставок по ним делает затруднительным применение новой «нефтяной» дипломатии России по отношению к Казахстану. Во всяком случае, по крайне простому и прямолинейному монгольскому рецепту.
Источник: Eeurasiareview.com