Биржевые котировки нефти прибавили больше чем 3% 29 февраля. А 1 марта рост нефтяных цен продолжился. Что это: тенденция, игры спекулянтов, последствия «заморозки» добычи странами ОПЕК, снижение сланцевой добычи в США? А может быть всё, вместе взятое?
29 февраля после публикации оценок по сокращению совокупной добычи со стороны ОПЕК в феврале 2016 года фьючерсы на нефть марки Brent на Межконтинентальной бирже с поставкой в мае выросли на 3,2%, до уровня $36,56 за баррель. Апрельские контракты на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже завершили торговую сессию ростом на 2,9%, до отметки $33,75 за баррель. 1 марта на 13.40 Астаны цена за баррель марки Brent составила $36,96.
Основное снижение показателей по сравнению с январем 2016 г. пришлось на Ирак, Нигерию и Саудовскую Аравию. По данным исследования агентства «Рейтер»,
объем нефти, добываемый членами Организации стран-экспортеров нефти, в феврале 2016 года упал на 280 тыс. баррелей в сутки
Общий объем нефтедобычи в ОПЕК упал с 32,65 млн б/с в январе до 32,37 млн б/с в феврале этого года. Наиболее сильное снижение добычи произошло в Ираке: за месяц показатель сократился на 150 тыс. б/c.
В феврале этого года также было зафиксировано снижение добычи в Нигерии — показатель нефтедобычи в этой африканской стране сократился на 100 тыс. б/c. Уровень добычи нефти в Саудовской Аравии, ведущем производителе в картеле, снизился на 50 тыс. б/c, с 10,25 млн б/с до 10,2 млн б/c.
В минувшую пятницу американская нефтегазовая сервисная компания Baker Hughes сообщила, что число действующих буровых установок в США, по итогам завершившейся 26 февраля рабочей недели, сократилось на 12 единиц, или 2,33%, и составило 502 единицы, — сообщает «Нефть России». В годовом выражении этот показатель снизился на 765 единиц, или на 60,3%. При этом количество нефтяных буровых установок сократилось на 13 единиц, или 3,15%, до 400 штук (минимума с 2009 года), а число газодобывающих установок увеличилось на 1 единицу, или на 0,99%, и составило 102 единицы.
Как отмечает газета The Wall Street Journal, нефтяной рынок часто реагирует на данные по числу буровых установок в понедельник, после того, как трейдеры успели переварить эту новость.
Некоторые аналитики считают, что
с текущим уровнем бурения производство сланцевой нефти начнется снижаться более быстрыми темпами в этом году
«Похоже, что мы наконец сможем увидеть ускорение снижения добычи нефти в США в ближайшие месяцы», — цитирует издание сырьевого аналитика ClipperData Мэтта Смита (Matt Smith).
Справедливости ради отметим, что снижение числа буровых установок совсем не означает кризиса в «сланцевой» добыче. Весь фокус заключается в том, что по мере роста цен на «черное золото» крупные страны-экспортеры могут и не увеличивать добычу, а вот американский сланцевый сектор будет это делать совершенно точно. Во-первых, сланцевики намного мобильнее и вводят скважины в эксплуатацию довольно быстро. Во-вторых, в США это частный бизнес, а частный бизнес будет делать все для получения дохода.
Мексика сократит добычу нефти на 100 тыс. баррелей в день. Об этом говорится в отчете местной нефтяной компании Petroleos Mexicanos, известной также как Pemex. Минувший год стал для нее худшим в истории: убыток составил порядка $30 млрд, в связи с чем руководство объявило о сокращении расходов на $5,5 млрд, что и приведет к падению производства.
Из них $2,58 млрд сокращений придется на область добычи и геологоразведки, еще около $2 млрд — на переработку. Кстати, Pemex несет убытки уже 13 кварталов подряд, то есть последний раз прибыль удалось получить в 2012 г.
Таким образом,
похоже, что рынок нефти постепенно будет устранять дисбалансы: уже сейчас мы видим сокращение добычи в странах ОПЕК и США.
Ну а пока спекулянты, похоже, настраиваются на дальнейший рост котировок, — сообщает vestifinance.ru.
По последним данным CFTC, хедж-фонды за февраль увеличили длинные позиции по нефти сорта WTI на 14%. Это стало рекордом за последние 3 месяца
План заморозки январского уровня добычи начинает приносить свои плоды. Судя по подсчетам ICE Futures Europe, за это же время количество длинных позиций по североморскому сорту Brent выросло на 35 тыс. штук, до 320 тыс. контрактов, что стало рекордным максимумом за последние 5 лет.
Совместное предложение Саудовской Аравии, России, Венесуэлы и Катара встретило в СМИ немало саркастической критики. Якобы заморозка ничего не даст, так как российские и саудовские нефтяники все равно вышли на рекордный максимум по добыче прямо перед самим соглашением. Однако участники рынка уже начинают ставить на будущую нехватку предложения и растущий спрос.
Как ситуация с ростом цен на нефть отразится на экономике РК, размышляет известный казахстанский экономист Сергей Смирнов:
— Конечно, всем нам хочется, чтобы кризис миновал, чтобы нефть снова поднялась до уровня 2014 года. Но
должен вас разочаровать: то, что сегодня происходит с нефтяными котировками — совершено обычное дело
Где-то цена поднялась, где-то опустилась. Прошу учесть, что в цене на нефть огромную роль играет спекулятивная составляющая. Просто когда баррель стоил выше ста долларов, эта составляющая была более заметна, чем теперь.
Еще нужно учитывать и психологические факторы. Сегодня каждый слух, даже слушок, способен повлиять на формирование нефтяных цен. Я хочу напомнить случай, который несколько лет назад произошел в Нигерии. Там боевики, называемые «Добровольными народными силами дельты Нигера», захватили нефтяную буровую скважину. Казалось бы, ну что для мировой экономики одна буровая? Но спекулянты на бирже (не без помощи со стороны СМИ) раздули эту новость так, что котировки просто скакнули вверх.
Так что вот эти
незначительные скачки нефтяных цен не играют никакой заметной роли ни в мировой экономике, а уж тем более в экономике Казахстана
Кризис, увы, продолжается. И лучше надеяться на развитие альтернативной экономики, а не стремиться вновь к спасительной нефтяной игле.