С уходом российских войск из Сирии будущее политическое устройство этой страны — главный вопрос для международных наблюдателей и политологов. Многие эксперты полагают, что мир в Сирии возможен только при условии децентрализации, а то и раздела государства.
Основная точка зрения такова: Сирия разделится на три части, причем в каждой части будут свои особенности, вытекающие из этнических и религиозных особенностей. Так Запад уже пытался решить проблемы в Югославии, и хотя такое устройство трудно назвать идеальным, в любом случае даже шаткий мир лучше гражданской войны.
Можно сказать, что раздел Сирии уже начался.
17 марта 2016 года курды объявили о создании федеративного региона на севере Сирии, который должен объединить все национальные общины. Новая автономия будет называться «Федерация северной Сирии»
Отметим, что сирийские курды контролируют территорию протяжённостью около 400 километров вдоль сирийско-турецкой границы.
Трудно сказать, как дальше пойдут дела, поскольку впереди у курдов множество проблем. Объявление автономии уже не одобрило не только правительство президента Асада, но и повстанцы, воюющие против него. И та, и другая стороны опасаются, что автономия приведет к быстрому развалу всей Сирии. Само собой, выступает против и Турция, которая боится растущего курдского влияния.
Возможно, Турция опасается еще и российской поддержки курдов, правда не сирийских, а иракских.
14 марта 2015 года Россия поставила иракским курдам партию из пяти зенитных установок ЗУ-23-2 и 20 тыс. снарядов к ним
Об этом RT сообщил атташе российского генерального консульства в иракском Эрбиле Артём Григорян: «Партия оружия предназначена вооруженным формированиям Иракского Курдистана — пешмерге».
Вот как представляет будущее Сирии одна из руководителей сирийской прокурдской партии «Демократический союз» Альхам Эхмед. Кстати, она утверждает, что и США, и вполне поддерживают ее предложения. По словам Эхмед, переустройство разделит Сирию на три части: южную, центральную и северную (курдскую). У каждого региона, говорит политик, будет и свой парламент.
В общем-то, такое развитие событий может устроить даже Башара Асада (если он, конечно, удержится у власти). Но вот согласится ли с этим один из ключевых игроков региона — Турция? Ведь
возникновение «пояса курдов» на своей границе — наверняка, кошмарный сон Эрдогана и Давутоглу
Вот здесь, по идее, должны включиться США. Если Вашингтон по-настоящему хочет мира и урегулирования в САР, то Анкара дальше громких заявлений не пойдет. В противном случае на словах будут звучать призывы к миру, а на деле Турцию будут подталкивать к активным действиям.
Второе предположение более чем реально: по сообщению The Wall Street Journal, силовики США требуют форсировать подготовку плана «Б» на случай срыва перемирия в Сирии.
В американский план «Б» входит разделение сирийских территорий, часть которых достанется проамериканским оппозиционерам
Это означает дальнейшую поддержку боевиков, воюющих против сирийских властей. (Как вы помните, выступая не так давно перед сенаторами, госсекретарь США Джон Керри подтвердил, что Вашингтон намерен прибегнуть к плану Б, если перемирие сорвется).
Идея раздела Сирии, Ирака и других государств на Ближнем Востоке не нова.
Она появилась в головах американских стратегов еще в 1980-е годы. Как пишет известный политический обозреватель Анатолий Кузнецов, первым ее высказал Бернард Льюис, патриарх американского востоковедения, в течение долгого времени бывший членом и консультантом американского Совета по международным отношениям — организации, негласно формирующей внешнеполитическую повестку большинства администраций США. В начале 2000-х годов Льюис стал одним из главных советников администрации Джорджа Буша-младшего по ближневосточным вопросам, и его взгляды оказали «сильное интеллектуальное влияние» на решение вопроса о вторжении в Ирак в 2003 году.
Так вот, в 1979 году Б. Льюис впервые представил Бильдербергскому клубу свой план политического переформатирования Ближнего Востока. Целью плана было одновременное противодействие исламской революции в Иране и Советскому Союзу, осуществившему в том же году ввод войск в Афганистан.
Противостояние Советскому Союзу мыслилось через создание «дуги кризиса», подходящей непосредственно к советским границам
В этой схеме раздел национальных государств на Ближнем Востоке рассматривался как вариант «балканизации» по линии религиозных, этнических и клановых разломов.
Модель Льюиса получила дальнейшее развитие уже после распада Советского Союза. В 1992 году он опубликовал в журнале Foreign Affairs, органе Совета по международным отношениям, статью «Переосмысляя Ближний Восток», в которой предложил новую карту Ближневосточного региона.
Льюис планировал отколоть от Сирии территории, населенные друзами и алавитами, сделав их самостоятельными мини-государствами; основать карликовое маронитское государство на территории соответствующих районов Ливана; создать независимый Курдистан в регионах Турции, Ирака, Сирии и Ирана, населенных курдами; отделить районы Ирака, населенные шиитами, для создания там независимого государства; создать независимое арабское государство в Иране, в провинции Хузестан, на территории которой расположена большая часть иранских нефтяных месторождений; расчленить Пакистан, выделив независимый Белуджистан и объединив пуштунские районы, лежащие по обе стороны афгано-пакистанской границы в единое государство.