— Сегодня у нас в гостях участники нео-этно-фолк группы «Аркайым» Абзал Арыкбаев и Анар Касымова. Очень приятно вас видеть. Надеюсь, вы поможете разобраться в жанрах этно-фолк. Чем отличается ваша группа от других подобных групп? В чем уникальность?
А. А.: — Сегодня в Казахстане есть тенденция – казахские фольклорные инструменты популяризируются посредством различных направлений, стилей, жанров. Есть много ансамблей. Хотел бы отметить «Сазгер сазы», «Туран», «Сарын». У каждого ансамбля своя дорога, свой стиль. Отличие нашего в том, что мы решили сделать некий синтез различных жанров и стилей. Мы создаем новый синкретический стиль нео-этно-фолк. Анар Касымова – моя коллега является солистом группы «Арт дала». Это вокально-инструментальный ансамбль, существует с 2005 года. Я – участник ансамбля «Туран», он существует с 2008 года. У них есть свой стиль. Задача у всех одна – популяризация казахских фольклорных инструментов, но дороги разные. Если моя коллега со своим ансамблем популяризирует народные инструменты посредством эстрады, то мы — с точки зрения архаичной музыки. Мы с Анарой решили сделать такой синтез – слияние древней архаичной музыки и традиционной, современной музыки в стиле джаз, рок, электрик, хаус. То есть такой интересный синкретический жанр, который будет интересен в первую очередь подрастающему поколению.
— Чтобы было проще понять, покажите, как выглядит ваша музыка.
А. А.: — Наша уникальность в том, что у нас музыка синкретическая.
— Уверяю вас, что большинство людей не понимают, что это такое.
А. А.: — Это новый кобыз, который мы сделали специально для нашего ансамбля. Здесь учтены все его нюансы. Он сделан по древним технологиям, которые применяли еще в 8-9 веках. Но есть и элементы современности. Это звукосниматель, тюнер, чтобы музыкальный инструмент можно было настраивать прямо на сцене.
— Такой неокобыз.
А. А.: — Да. На нем можно играть как древние архаические произведения, традиционные, так и современные композиции. Это главное наше отличие.
— Он звучит как обычный кобыз.
А. А.: — Может звучать как обычный и как электронный.
— Многие отмечают, что в вашей группе Анар впервые демонстрирует горловое пение. Люди раньше не слышали. И возникают вопросы, позволительно ли девушкам заниматься горловым пением? Анар, как вы себя чувствуете?
А. К.: — Прекрасно. Мы являемся мультиинструменталистами – то есть мы с Абзалом владеем не одним инструментом. У нас 5 категорий инструментов – ударные, духовые, щипковые, язычковые и смычковые. Горловое пение является неким вокалом. А вокал, человеческий голос, всегда был наиболее важным и ценным. У инструмента своя ценность. Мы взяли архаическую древнюю основу — горловое пение. Им владеет сам Абзал. Он — мой учитель.
— Абзал – это понятно. Он мужчина. Но разве женщины пели в нашей культуре?
А. К.: — Горловое женское пение было. Сегодня, в силу моды, навеянной Европой, мы привыкли слышать как минимум оперный вокал и как максимум – попсу. В эстрадной музыке мы привыкли, что сладкоголосые девушки красиво двигаются по сцене. Это стало нормой. А мы взяли древнее пение, но немного в другом стиле. Для всех это оказалось шоком. Но наша задача – популяризировать именно эту музыку.
Это, наверное, в чем-то объясняет такую быструю популярность группы «Аркайым». Как вас принимают? Какая реакция публики? Где хорошо, где плохо?
А. А.: — Нас воспринимают очень хорошо, для слушателя шок, что в Казахстане появилась женщина, которая владеет казахским горловым пением. Его не так давно у нас популяризируют. Первым это начал делать Едил Кусаинов. Когда девушка исполняет «кара-кара», то производит большое впечатление. Но когда мы ездим за рубеж – это Европа, Китай, США, Венгрия – нас хорошо встречают, а для американцев и европейцев – вообще экзотика.
Венгрия – можары – воспринимают очень близко и трепетно горловое пение и игру на казахских национальных инструментах
Мы с «Аркайым» были в 2012 году на Всемирном курылтае в Венгрии. Там был интересный случай. Много людей, несколько сцен. В ближайшие 2-3 минуты все зрители подошли к нашей сцене и слушали. Там были турки, хакасы, алтайцы, тувинцы, якуты, все тюркские народы.
— Именно на горловое пение?
А. А.: — На горловое пение, на этот сакральный звук. Как ни крути, гены и кровь влияют.
— А не тюрки? Люди другой культуры?
А. А.: — Им интересно. Они в шоке. У тюркских народов просыпается кровь, гены, память.
— В каких странах вы еще были?
А. А.: — Мы были в Carnegie Hall в Нью-Йорке, были интересные моменты в Китае.
У китайцев горловое пение вызывает настороженность, некую боязнь
— Это объяснимо.
А. А.: — Мы знаем свою историю, китайцы долгое время оборонялись от наших предков. Когда они слышат горловое пение – их это пугает. Мы ездили туда не только с «Аркайым», но и с «Туран».
Музыканты там рассказывали нам, что были моменты, когда запрещали петь таким низким горловым звуком
Пытались мягко обойти эту тему. Были моменты, когда нам говорили, что не стоит показывать историю с такой стороны. То есть бывают моменты, когда не очень хорошо принимают.
— Но все-таки приходилось выступать перед китайцами. И какая реакция?
А. А.: — Казахи, которые живут в Китае, воспринимают со слезами на глазах. Они скучают по своей музыке, по сакральным произведениям. Китайская молодежь воспринимала очень хорошо. Они открывали Казахстан с новой стороны.
— Вы ведете активную деятельность в плане популяризации казахской степной музыки. Это не первый ваш проект. Вы являетесь одним из руководителей музея музыкальных инструментов. На ваш взгляд, какое состояние этномузыки в тюркском, тюркско-монгольском мире? Каков статус музыки Великой степи?
А. А.: — Говоря о музыке в Казахстане или связывая ее на международном уровне, имею в виду музыку всех тюрков, я бы сказал, что именно наша музыка связана с прошлым… Даже инструменты изготавливались из природного материала. Это исконно традиционная музыка, которая всегда будет жить. Сегодня есть тенденция, что европейцы и американцы увлекаются казахской, тюркской музыкой. Это и горловое пение, и такие инструменты, как шанкобыз. Много иностранцев забирают ноты, учат. Мы преподаватели, у нас есть ученики за рубежом, которые интересуются именно этой музыкой. Обидно, что нынче молодежь не совсем адекватно понимает направление музыки и культуры. Мы по накатанной берем пример с Европы. Если европейцы изучают наши корни, обращаются к истокам музыки, то наша молодежь ориентируется на то, что европейцы уже пережили – джаз, рок, попса. Мы отстаем как минимум на 20-30 лет. Нынче многие музыканты направляют свое творчество на Европу. То есть покоряем не на наши регионы, а Европу. Потому что если мы покорим Европу и весь мир, остальные будут знать о нас и о нашей музыке и культуре.
— Когда казахская степная тюрко-монгольская музыка будет популярна во всем мире, как музыка Beatles или Бетховена?
А. А.: — Думаю, это будет очень скоро. Если сравнивать с началом 2000-х, то музыкальная культура Казахстана выросла. Появились новые исполнители, ансамбли, которые ездят по миру. Этнографический ансамбль «Туран» дает в год огромное количество концертов за рубежом. Нас узнают там и посредством этого узнают в Казахстане. Это парадокс. Нас мало знают здесь, но огромное количество людей знает за рубежом. Сегодня радует тенденция увлечения древней тюркской культурой.
— То есть вы считаете, что наша кочевая степная музыка будет столь же популярна, как современная европейская классическая музыка, рок, джаз?
— Думаю, да.
— Есть какое-то культурологическое объяснение этому? Почему вы думаете, что это произойдет с точки зрения музыкальных традиций, преемственности?
А. А.: — Музыкальный инструмент, человеческий голос – горловое пение, звуки кобыза, ударных музыкальных инструментов заложены в каждом человеке. Потому что это древнейшие инструменты. Через них, мы уверены, в людях будет просыпаться кровь, память, любовь к своим предкам. Пусть это будет познаваться посредством джаза, рока, но скоро все будут знать о наших музыкальных инструментах и вспомнят свою историю.
— Частый вопрос. Анар, насколько сложно обучиться горловому пению? Каждый ли может этому научиться?
А. К.: — Я придерживаюсь мнения, что нет предела совершенству. Научиться можно чему и когда угодно. Было бы желание и хороший педагог. У меня первый звук вышел в течение первой недели, дальше было усовершенствование — познавание новых своих мышц, связок. Мы разговариваем и больше используем верхнюю часть связок, а горловое пение относится к грудному, потому что используются нижние части связок. Это было ново и интересно. Мы проводили мастер-классы, и то ли это генетически или по-другому, но мужчинам легче и быстрее дается издание первого звука. Они уже на втором уроке могут издать первый звук и дальше очень легко овладевают.
— Любой может обучиться или только потомок кочевника Великой степи?
А. К.: — Считаю, что любой. Мы встречали и европейцев, которые овладевают и ездят с этим по миру. Мы общались с одним педагогом. Он из Голландии.
А. А. — Он приезжал сюда и давал свои мастер-классы по горловому пению для нас. Представляете!
А. К.: — Пообщавшись с ним, мы поняли, что человеческий организм не имеет границ.
— Будем надеяться, что все больше людей будут этому обучаться. Абзал говорил, что перспектива развития все больше и больше. Какая есть тайна музыки кочевников? Благодаря чему она станет популярной во всем мире?
А. А.: — Можно долго говорить о музыке кочевника, степной музыке, музыке казахов. Исходя из традиций, истории, можно сказать, что наша музыка древняя, верная и бессмертная. Она переходит различные изменения, но остается той древней музыкой, как была когда-то. Говоря о горловом пении как о самом сакральном архаичном виде исполнительского искусства, об инструменте кобыз, который появился на нашей земле, о Кюях, которые сохранил наш народ, о музыкальных инструментах, которые до сих пор изготавливаются по тем же древним технологиям, многие ученые сегодня приходят к мысли, что кобыз является родоначальником современной виолончели и скрипки. Человеческий голос, ударные инструменты, которые появились здесь, их потомки сегодня занимают большое пространство в музыкальной культуре. Это кобыз, дангыра, домбра, сазсырнай, сыбызгы – яркие примеры того, что наша культура очень древняя. И мы как музыканты, историки, музейные работники, как патриоты своего народа уверены, что наша музыка всегда будет жить и формировать новые жанры и культурные ценности. Как это было в мировой истории.
Видеоверсию смотрите здесь