Шамшадин Керим проходит подсудимым по делу о клевете в отношении председателя Союза мусульман Казахстана Мурата Телибекова. Он проигнорировал уже три судебных заседания, и теперь судья грозится ужесточить меру пресечения в отношении Керима.
Шамшадин Керим проходит обвиняемым по головному делу частного обвинения — Марат Телибеков, глава Союза мусульман Казахстана, обвиняет Керима и журналистку Шынар Сагындык в распространении клеветы.
Жалобу частного обвинения глава Союза мусульман Казахстана подал по поводу новостного сюжета пятилетней давности, вышедшего на телеканале «Алматы» под авторством Шынар Сагындык.
— Я и понятия не имел об этом сюжете, пока пару месяцев назад его не стали активно распространять в социальных сетях, — прокомментировал столь запоздалую реакцию на сюжет Мурат Телибеков.
Несмотря на извещения из суда, ни Шамшадин Керим, ни Шынар Сагындык не приходят на разбирательства. В итоге, 30 марта судья Бостандыкского районного суда № 2 Людмила Бектемирова заявила, что готова ужесточить меру пресечения обвиняемому Кериму вплоть до самой жесткой. А это по уголовно-процессуальному законодательству арест. То же самое светит и журналистке Шынар Сагындык.
В частной жалобе глава СМК указывает на высказывания проректора университета «Нур» и журналиста, которые он считает клеветническими. Поскольку сюжет транслировался на казахском языке, Мурат Телибеков приводит его дословный перевод на русский язык.
Вот некоторые цитаты:
«Телибеков является членом секты Ахмадия, созданной лжепророком Уилия Ахмадом»
«Именно Телибеков подстрекал и сбил с праведного пути Ешимбетова»
«Рассказывают, что такие подстрекатели (провокаторы) как Телибеков сбивают с истинного пути учеников «Нур Мубарака». Когда попытались неуспевающего ученика Еркебулана Оспанова отчислить, Телибеков с Ешимбетовым провели совместное собрание и посеяли смуту в организации. Последовавший за Телибековым этот человек через 5 лет оказался кровожадным преступником»
«Лично я видел, как Телибеков в 2005 году вовлек Рузимбая Ешимбетова в секту»
Главным аргументом главы СМК для предъявления частного обвинения стало то, что подсудимые представили его зрителю как человека, готовившего экстремистов и террористов с использованием на эти преступные цели денег со стороны. По словам Телибекова, никаких попыток примириться с ним у проректора университета и журналистки не было.
30 марта состоялось уже третье подготовительное заседание суда, однако обвиняемые снова не явились. Причем Шамшадин Керим из-за систематического игнорирования заседаний должен был быть доставлен в суд приводом. Однако, как выяснилось, участковому в университете «Нур» были переданы на руки документы о том, что Шамшадин Керим находится в служебной командировке, в связи с чем процесс опять был сорван. Вместо него на заседание явились два его представителя, что вызвало у судьи недоумение.
— У нас ответчиков нет, у нас есть подсудимый, — обратилась к представителям Шамшадина Керима судья Людмила Бектемирова. — Вы юрист? Вы читали Уголовный процессуальный кодекс? У подсудимого могут быть представители? Не могут. Тогда зачем вы пришли? Вы почему не объяснили Кериму? Мне в данный момент не нужен проректор, мне нужно физическое лицо. Я вызывала физическое лицо, которому предъявлено обвинение.
Он должен был отложить все командировки и явиться в суд. В противном случае я буду решать вопрос об избрании меры пресечения, усилении меры пресечения. Он не понимает или игнорирует меня?
Значит так, представителей мы не допускаем, представителями вы быть не можете, представлять интересы подсудимого может только адвокат, поэтому как юристы разъясните своему доверителю. Сагындык тоже не явилась, хотя была уведомлена надлежащим образом.
Журналистка Шынар Сагындык в настоящее время работает в агентстве «Хабар» в Астане. Причины ее неявки непонятны, но в суде упоминалось о том, что якобы именно в эти дни у журналистки проходят съемки.
— В связи с тем, что срок подготовки дела у меня истек, я назначаю главное судебное разбирательство на следующую пятницу, — заявила судья под занавес заседания. — Со следующего процесса они уже не обвиняемые, а подсудимые. Буду избирать в отношении обоих принуждение к обязательной явке с оформлением привода сотрудниками полиции. Представители, вы своему доверителю объясните, что шутить с судом нельзя. Я в дальнейшем оставляю за собой право, если меня будут игнорировать, другую меру пресечения избрать, вплоть до самой жесткой.