В Гонконге в период с 1950-х по 1994 г. десятки тысяч иммигрантов построили собственный город высотой в 12 этажей на территории двух с половиной гектаров. Город получил название Коулун-крепость.
С населением в 33 000 человек, стиснутом на мизерном клочке земли, плотность которого на пике была в 119 раз больше, чем в нынешнем Нью-Йорке. При этом, несмотря на высокий уровень преступности и ужасающие санитарные условия, город был впечатляюще самодостаточным, вплоть до сноса в 1993 г.
В конце 80-х канадский фотограф Грег Жирард нашёл способ попасть в этот мир без окон.
Несмотря на то, что Гонконг был под британским управлением десятки лет, к моменту начала строительства пункт в соглашении от 1842 г. гласил, что Китай всё ещё имел в непосредственной собственности участок земли, который в скором времени станет Коулуном. Возникнув в результате правового казуса, Город-крепость оказался местом, где закон не действовал.
В 1986 г. Коулун привлёк внимание фотографа Грега Жирарда. Следующие четыре года он провёл в городе, фиксируя повседневную жизнь внутри его подвижных стен.
Легоподобный город строился на протяжении десятилетий, жители просто строили комнаты одну над другой. Конечный результат оказался внушительным!
В Коулуне процветал любой бизнес, который можно себе представить. По ночам школы и салоны красоты превращались в стриптиз-клубы и игорные дома. Наркоторговля, в основном опиумом, также не была исключением.
Вонг Чен Ми работала дантистом.
Как и остальные дантисты Города-крепости, Вонг не могла работать нигде больше в Гонконге. Это обстоятельство привлекло орды граждан рабочего класса в Коулун за доступным здравоохранением и услугами.
Кварталы, построенные один над другим, не давали проникать внутрь солнечному свету. Даже днём, со слов Жирарда, в городе стояла ночь.
Единственным местом отдыха от постоянной сырости, но при этом самым небезопасным, была крыша, – повсюду торчали разнообразные коммуникации, можно было легко угодить в незаметную щель между зданиями или получить удар электрическим током.
Собственное домашнее производство было огромной частью инфраструктуры Города-крепости. Мясники, торгующие собачьим мясом, разнообразные предприниматели и производители лапши наслаждались абсолютным отсутствием какого-либо надзора внутри стен города.
Хой Туй Чой открыл свою лапшичную фабрику в 1965 г., полностью проигнорировав санитарные, пожарные и трудовые нормы.
Санитария была на минимальном уровне. Жирард говорит: «Было очень трудно работать в месте, где законы не управляли здравоохранением или техникой безопасности».
Органы правопорядка вмешивались в жизнь города только в случае серьёзных преступлений. Однако упорные слухи гласили, что власти Гонконга предпочитали закрывать глаза на происходящее в Коулуне и на сам Коулун.
Единственный закон, который последовательно удалось внедрить в отношении Коулуна, заключался в том, что Город-крепость не мог быть выше 13 или 14 этажей. В противном случае низколетящие самолёты имели бы проблемы с посадкой в близлежащем аэропорту.
Несмотря на репутацию неблагополучного района, Город-крепость предлагал своим жителям чувство единства, говорит Жирард.
«В реальности город представлял собой тесную коммуну», — говорит Жирард и добавляет, что отношение к нему изменилось около 1990 г., когда люди узнали, что Город-крепость будут сносить.
Уклад жизни всё больше становился тихим и традиционным. Придя в Коулун непрошеным гостем, Жирард покидал его, обзаведясь друзьями.
После сноса Города-крепости в 1994 г. на его месте был построен парк. Сегодня Коулун привлекает фотографов, наблюдателей за птицами и туристов, ищущих покой в бурлящем Гонконге.
Жирард рассказывает: «Коулун был сюрреалистичным местом, а Коулун — его самой невероятной мутацией!».
Остальные фотографии Жирарда и эссе, а также работы фотографа Иэна Ламбо можно посмотреть в недавно изданной книге «Город мрака: пересмотренное издание».