На этой неделе в Хьюстоне (США) прошла энергетическая конференция IHS CERAWeek, на которой генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салим аль-Бадри сделал важнейшее заявление — картель ОПЕК готов предпринять новые усилия для стабилизации рынка нефти.
Справедливости ради отметим, что аль-Бадри тут же оговорился: все действия картеля по стабилизации рынков будут зависеть от поведения нефтедобывающих стран, не входящих в него. ОПЕК намерен работать над стабилизацией лишь при условии, что не входящие в организацию страны будут действовать с ним сообща.
ОПЕК уже провел консультации по возможной заморозке добычи с ведущими нефтедобывающими странами, не входящими в него: Бразилией, Китаем, Оманом и Мексикой. Какова была реакция этих стран — неизвестно. Абдалла аль-Барди также отказался рассказать о дальнейших планах ОПЕК по стабилизации нефтяного рынка и предложил дождаться июньского саммита нефтяного картеля.
Это отчасти справедливо, поскольку
предсказывать сегодня поведение нефтяных цен почти невозможно из-за поведения очень важных членов ОПЕК
Ведь Иран и Ирак поддержали соглашение лишь на словах, но формально к нему не присоединились. А министр нефти Саудовской Аравии дал понять, что его страна не собирается сокращать добычу, а рынок сбалансируется за счет ухода с него компаний с высокими издержками, то есть американских сланцевиков.
Что на это ответили нефтяники из США? Они заявили, что
по американской конституции никто (даже правительство страны) не имеет права указывать американским бизнесменам, как им вести свой бизнес
Между тем, как пишет dw.com, Международное энергетическое агентство (МЭА) предсказало окончание периода переизбытка нефти на мировом рынке. В опубликованном в понедельник, 22 февраля, отчете организации говорится, что
в 2017 году наступит равновесие предложения и спроса на нефть, после чего цена на нее начнет расти примерно с отметки в 30 долларов за баррель
Через пять лет, предупреждает МЭА, следует ожидать стремительного взлета цен на черное золото. Причиной удорожания углеводородов станет беспрецедентный отказ нефтедобывающих стран от инвестиций в разведывательную и добывающую технику.
Правда, сегодня эту «картину маслом» портят огромные запасы нефти, составившие, по словам аль-Бадри, 300 млн баррелей. Он также предупредил, что как только цена поднимется до 60 долларов за баррель, американские «сланцевики» опять энергично начнут качать ее из земли и нивелируют все положительные результаты заморозки.
Поэтому генсек ОПЕК заявил в Хьюстоне, что хотел бы обсудить ситуацию и шаги по ее исправлению с американскими коллегами:
«Сланцевики» страдают от низких цен. И ОПЕК хочет диалога… Не знаю, как мы собираемся жить вместе, но нам необходимо найти какой-то баланс…».
Вот почему цены на нефть в понедельник резко рванули вверх. Однако в последующие дни произошла такая же резкая коррекция цен. После более чем 5-процентного роста цены снизились примерно на полдоллара за баррель. Это произошло,в первую очередь, из-за Ирана, который перекрыл снижение добычи американскими нефтяниками. По данным National Iranian Oil Company, за месяц после отмены санкций, в середине января добыча выросла примерно на полмиллиона баррелей в сутки.
Словом, Абдалла аль-Бадри вовсю создавал оптимистичное настроение на рынках, но убедить многочисленных пессимистов не смог. Как заявила сингапурская нефтяная компании Phillip Futures:
«Без конкретных действий по сокращению добычи мы относимся крайне скептично к росту цен на нефть»
В конце отметим, что вчера вечером цена на нефть марки Brent поднялась выше $34 за баррель. По состоянию на 12:25 Астаны в четверг стоимость апрельского фьючерса составляла $34,37. Сегодня на 09.20 Астаны ее стоимость составила $35,53.