В полночь 27 февраля 2016 года по времени Дамаска вступит в силу Соглашение о прекращении огня в Сирии.
К полудню 26 февраля стороны перемирия, то есть Сирийская арабская армия и «поддерживающие ее силы» с одной стороны, вооруженные оппозиционные группировки — с другой, подтвердили посредникам — России в первом случае и США во втором — готовность выполнять условия перемирия, — пишет lenta.ru. Это соблюдение резолюции 2254 СБ ООН от 18 декабря 2015 года; готовность к переговорному процессу под эгидой ООН; прекращение огня; отказ от захвата и стремления к захвату территории, занимаемой другими сторонами, участвующими в прекращении огня; содействие гуманитарным организациям; соразмерное использование силы.
Перемирие не распространяется на «Исламское государство» (ИГ), «Джебхат ан-Нусра» и другие террористические организации, признанные таковыми Советом Безопасности ООН
Против них военные действия продолжатся.
Соглашение подписано представителями России и США, которые, по букве документа, обеспечивают и контролируют выполнение перемирия официальным Дамаском с одной стороны и вооруженной оппозицией — с другой. И если с официальным Дамаском «и поддерживающими его силами» все более или менее понятно, то
какие именно силы представляют собой «вооруженные оппозиционные группировки», достоверно установить невозможно
В теории в первую очередь имеются в виду подразделения Свободной сирийской армии (ССА), однако это отнюдь не все группировки, противостоящие официальному Дамаску и не относящиеся к запрещенным в России ИГ и «Ан-Нусре». И даже способность руководства ССА обеспечить выполнение условий перемирия своими подчиненными находится под вопросом.
У перемирия есть вполне конкретная цель. Фактически Россия и США пытаются достичь компромисса, исключающего возможное вторжение Турции на территорию Сирии, вероятность которого растет по мере того, как сирийские войска вытесняют боевиков из района Алеппо, отрезая пути снабжения из Турции и фактически сводя на нет турецкую стратегию по взятию под контроль северных районов Сирии.
Возможное прямое столкновение Анкары и Дамаска грозит перерасти в полноценную войну России и Турции, последствия которой слишком непредсказуемы
Формальное перемирие даст дополнительное время на попытки сблизить позиции ведущих игроков, и уже с этой точки зрения оно полезно.
Долгосрочных результатов от перемирия ждать не стоит и по причине «фактора курдов». Их отряды входят в оппозиционные силы лишь очень малой частью. Для подавляющего большинства сирийских курдов главный противник — во-первых, все те же ИГ и «Ан-Нусра», а во-вторых — турки. Если с первыми курды воюют непосредственно, то со вторыми — главным образом поддерживая соплеменников на турецкой территории.
На краткосрочном и среднесрочном отрезке наибольшие выгоды получает Башар Асад. У него есть, во-первых, время на улучшение своих позиций, при этом сирийская армия демонстрирует возросший уровень боеспособности и оснащенности. Во-вторых, в ходе перемирия, если оно все же состоится и хоть сколько-то продлится, это преимущество возрастет. Возможность Дамаска пополнять свои силы, в том числе с помощью Ирана и России, заметно выше, чем у боевиков.
Тут надо иметь в виду, что абстрактных намерений «сделать всем хорошо» явно нет ни у одной из сторон конфликта. Интересы России и США вполне понятны — им нужно в более-менее спокойной обстановке попытаться найти компромисс, исключающий большую войну в регионе. Тем не менее, полностью ликвидировать эту угрозу невозможно: действующая политическая система Турции не позволит просто так свернуть войну с курдами — главными врагами Анкары.
Их более чем достаточно. От уже упомянутого курдского вопроса до неспособности США контролировать все отряды «умеренной оппозиции», чтобы обеспечить перемирие. Наконец, радикалы из ИГ и «Джебхат ан-Нусра» вряд ли будут сидеть сложа руки.
То, что происходит вне пределов сирийских границ, также может серьезно повлиять на развитие событий. В первую очередь речь идет о Ливии, где исламисты все ожесточеннее атакуют нефтяную инфраструктуру страны и прибрежные территории. Неприятности там могут оказаться куда более чувствительным для ЕС и НАТО, что заставит их переключить свое внимание.
Президент США Барак Обама заявил в пятницу, 26 февраля, что Вашингтон приложит все усилия для обеспечения режима прекращения огня в Сирии. Об этом сообщает Reuters. При этом американский лидер отметил отсутствие иллюзий относительно перемирия.
«Никто из нас не тешит себя никакими иллюзиями. Мы понимаем, что есть множество потенциальных подводных камней, причин для скептицизма,
история нам не простит, если мы не выполним свою работу хотя бы в отношении того, чтобы дипломатическими усилиями положить конец ужасному конфликту»,
— заявил Обама после заседания Совета национальной безопасности США. Он отметил, что перемирие поможет снизить уровень насилия в Сирии и открыть доступ к гуманитарной помощи.
Если перемирие в таких условиях продлится достаточно долго, это будет настоящим чудом.