Новый год для жителей Алматы и Алматинской области начался с неприятного сюрприза, ставшего уже почти традиционным. Как и год назад, произошло повышение тарифов на электроэнергию. Правительство реализует «Программу по тарифной политике в сферах естественных монополий в Республике Казахстан до 2020 года».
Начнем с пары капель меда в бочку неприятностей.
Капля первая: если с 1 января 2015 года тарифы были увеличены на 7,5 %, то с 1 января 2016 – «всего» на 3,8%.
Правда, тарифы, как и прежде, будут дифференцироваться по нормам потребления электроэнергии и по зонам суток для владельцев двухтарифных счетчиков. Инициаторы таких ограничений заявляют, что такая мера заставляет потребителей переходить на режим жесткой экономии. Однако в основе этого чисто бюрократического тарифного «регулирования» лежит процедура, не обременяющая ни чиновников, ни монополистов, поскольку взваливает решение проблемы повышения эффективности энергосистемы на плечи рядовых потребителей.
При этом монополисты продолжают регулярно отправлять в антимонопольное ведомство «обоснованные» заявки на повышение стоимости электричества, отопления и прочих благ цивилизации. К примеру, если сравнительно недавно в Алматы плата за 1 кВт/ч составляла 8,84 тенге, причем без ограничения, то теперь при утвержденной норме потребления на одного человека в 90 кВт/ч для бытовых – не использующих электрические плиты– потребителей 16,02 тенге при минимальном и 27,05 тенге при сверхнормативном максимальном потреблении.
Но чтобы уложиться в установленные нормой 90 кВт/ч, зачастую необходимо отказаться не только от использования современной бытовой техники
(пылесосов, телевизоров, стиральных и посудомоечных машин, компьютеров и т. п.), но и сидя в полутьме, бегать к счетчику и проверять – не превышен ли лимит. Особенно это касается пенсионеров. Может, в целях абсолютной экономии, забыв о требующих электроэнергии достижениях цивилизации, вообще перейти на лучину и оставить монополистов один на один с сэкономленными таким образом киловаттами?
Капля вторая. Как следует из результатов исследования, проведенного «РИА Рейтинг»,
обладающий достаточно дешевым углем Казахстан находится на втором месте по дешевизне электроэнергии среди стран Европы
Омрачает эту благую весть лишь риторический вопрос: каков уровень доходов граждан у них и у нас, особенно после того, как тенге отпустили в свободное плавание?
С алматинцами «радость» изменения тарифов разделили жители Акмолинской, Жамбылской, Костанайской, Мангистауской, Карагандинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей и Астаны. Повышение тарифа власти привычно объясняют увеличением цен на оптовом рынке электрической энергии, что, в свою очередь, обусловлено «ростом цен на производство электроэнергии на станциях, топливо, сырье, материалы, услуги в нерегулируемых секторах экономики, налоги».
Отметим, что
с 2000 по 2011 год тарифы на электроэнергию в Казахстане выросли почти втрое. За последние 5 лет – еще почти в 1,5 раза (и вдвое на отопление)
Однако сети все также изношены. К примеру, каждый алматинец неоднократно сталкивается с внезапным выключением электроснабжения.
На сегодняшний день лишь на некоторых энергообъектах их владельцами произведена крупная модернизация и реконструкция. Остальные осуществляют свою деятельность в рамках имеющихся возможностей и «тарифных» границ. Как отмечают специалисты,
финансовых проблем в электроэнергетической отрасли с приватизацией не убавилось,
зато начался постоянный рост энерготарифов, причем без учета платежеспособности потребителей. А ведь уровень жизни населения сейчас не растет, а падает.
Очевидно, что связь между ростом тарифов и улучшением состояния электро-, тепло- и прочего снабжения отнюдь не линейная. И тут большой вопрос к поставщикам тепла и электричества. Но власти это не волнует. Впрочем, удивляться и этому не приходится. Так, озаботившись энергосбережением и введя запрет на обычные лампы накаливания,
в правительстве не обращают внимания на отсутствие заводов для переработки вышедших из строя экономичных, но недолговечных и опасных ламп
Много лет говорится о том, что все эти постоянно растущие тарифы на коммунальные услуги абсолютно непрозрачны и практически ничем не обоснованы. На протяжении всех лет независимости мы слышим стоны коммунальщиков о том, что им нужны деньги на поддержание мощностей в рабочем состоянии.
Однако удорожание услуг слабо отражается на состоянии объектов снабжающих компаний, на эффективности использования средств, развитии сберегающих технологий, снижении потерь. Нам все время называют
один и тот же процент изношенности оборудования (правда, в целом в отрасли) – 60-70%.
Более того, растут потери электроэнергии. Так, в Алматы за 7 лет они увеличились более чем в 2 раза. И это тоже уже не удивляет. Должный госконтроль за выполнением инвестиционных обязательств монополистами отсутствует. В результате не редки мелкие и крупные аварии: где-то постоянно протекает, где-то перебои с электроэнергией, горячей и холодной водой. Но при этом никто из коммунальщиков не несет никакой ответственности и никому не компенсируют ни материального, ни морального ущерба.
Среди населения бытует мнение, что деньги разворовываются, монополисты богатеют, а износ оборудования остается на прежнем уровне. И мнение это небезосновательно: как бы плохо ни работали, у них всегда все хорошо.
Достаточно посмотреть, на каких автомобилях передвигается руководство этих компаний, в каких домах живет, где отдыхает
И это понятно. «Предпринимательская» деятельность коммунальщиков исключает любые риски. Потребителей никто не слышит, антимонопольные службы беззубы.
Прежде чем повышать тарифы, госорганы должны провести глубокий и тщательный анализ всей финансово-хозяйственной деятельности компаний-производителей и поставщиков электроэнергии, выявить статьи, по которым происходит перерасход, определить причины этого перерасхода. Если причины объективны и прибылью перекрыть перерасход нельзя, только тогда следует ставить вопрос о повышении тарифов.
Но, увы,
постатейного анализа деятельности монополистов как не было, так и нет
Соответственно, нет и объективной информации о том, насколько эффективно расходуются закладываемые в тариф надбавки. Ее не было ни у АРЕМ (Агентства по регулированию естественных монополий), нет и у вновь образованного КРЕМ (Комитета по регулированию естественных монополий). Поэтому так называемые
монополисты и другие участники рынка без особых проблем могут по своему усмотрению поднимать цены и тарифы
При таком подходе не хватит никаких добавочных, почти без следа ежегодно растворяющихся в тарифной непрозрачности миллиардов тенге. Необходимо фактическое знание эксплуатационного и инвестиционного процессов, без которого никаким повышением тарифов развития не получишь. Тариф должен формироваться из обоснованных издержек и нормы прибыли.
Однако расчет коммунальных тарифов осуществляется по алгоритму «затраты плюс». Эта модель не предусматривает стимулов для снижения затрат монополистами. Непрозрачная методика расчета тарифов на услуги позволяет им легко влиять на уровень цен через раздувание себестоимости. Необходимо заставить монополистов показывать реальную себестоимость своих услуг, иначе ни одна методика так и не будет работать. Им это невыгодно. Сделать же киловатты, кубометры, гигакалории прозрачными некому: компетентного и ответственного руководства ни в отрасли, ни в антимонопольном ведомстве просто нет. Вместе с тем профессиональный аудит компаний и занормированных показателей можно организовать с участием Национальной палаты предпринимателей. Не аффилированные с коммунальщиками специалисты там найдутся.
Непонятно, как повышение тарифов сочетается с одной из главных задач правительства: борьбой с ростом цен
Ведь именно рост тарифов служит катализатором процессов значительного повышения цен на продукты питания, товары, работы и услуги всего внутреннего потребительского рынка, что ведет к обнищанию значительной части населения республики.