Новый 2016 год начался не радужно для всего мира. Первая декада января ознаменовалась сменой одной негативной новости другой. Обвал китайских фондовых рынков, открытая политическая конфронтация Саудовской Аравии с Ираном, обновление исторических ценовых минимумов на рынке нефти и металлов, испытание водородной бомбы в Северной Корее. На фоне всего этого тенге вновь продолжил свое падение. За первые две недели января номинальный обменный курс тенге к доллару США обесценился на 7,6%, тем самым перешагнув значение в 377 тенге за доллар США и обновив свой антирекорд.
Но помимо этого начало января для Казахстана стало примечательным появлением еще одной новости, на которую общественность не обратила внимания. 6 января 2016 года на официальном сайте Министерства национальной экономики Казахстана были опубликованы постановление правительства «О некоторых вопросах приватизации на 2016-2020 годы», Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы и целевые индикаторы данного плана.
Согласно этим документам были обнародованы списки компаний государственного и квазигосударственного секторов, которые будут переданы в конкурентную среду. В этих списках указаны более 780 предприятий различных форм государственной собственности, отраслей экономики, рыночной капитализации, региональной принадлежности и степени социально-экономической значимости.
Перечень компаний широк, разнообразен и включает предприятия, начиная от ТОО «Степногорск-Тазалык», «Атырау генплан», «Волейбольный клуб города Усть-Каменогорска» и заканчивая «Эйр Астана», «Қазақстан Темiр Жолы» и «Казатомпром». При этом сокращение к 2021 году субъектов квазигосударственного сектора организаций республиканской собственности на 15%, а также передача в конкурентную среду организаций коммунальной собственности к общему количеству 5% определены как целевые индикаторы плана приватизации. К настоящему времени общественность не дала никакой оценки данным действиям правительства и еще не определилась с тем, хорошая ли эта новость или же очередная негативная весть. Поэтому попытаемся разобраться в том, что же стоит за всем этим, проанализировав возможные выгоды и убытки данного мероприятия.
Конечно, в пользу реализации Комплексного плана приватизации 2016-2020 гг. играет то, что данные действия направлены на более глубокое развитие рыночных отношений посредством:
На самом деле вышеприведенные «выгоды» приватизации 2016-2020 имеют много противоречий.
Во-первых, данный
план приватизации имеет больше схожести с процессом «избавления от балласта на воздушном шаре с целью не упасть» нежели с оптимизацией государственного имущества
Это больше похоже на предпоследнюю меру, чтобы не нести расходы на раздутый квазигосударственный сектор.
Напомним, что первоначально доходы республиканского бюджета на 2015 г. были утверждены в объеме 6 744 млрд. тенге, затраты – 7 209 млрд. тенге, дефицит бюджета – 997 млрд. тенге. 11 марта 2015 г. доходы бюджета были скорректированы до 5 874 млрд. тенге (снижение на 14,8% по сравнению с прежним), затраты до 6 864 млрд. тенге (снижение на 5,0%), дефицит бюджета – 1 256 млрд. тенге (рост на 20,6%). 30.11.2015 г. доходы республиканского бюджета вновь уменьшены на 16,2%, затраты – на 5,9%, дефицит бюджета вырос на 20,7%.
И ровно через месяц после крайней корректировки бюджета 2015 года принимается Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, который должен дать возможность снизить давление на затратные статьи республиканского бюджета на 2016 год, который в течение текущего года, вероятнее, будет также несколько раз корректироваться в сторону уменьшения. При этом не учтено, что
в качестве «балластов» бюджета определены многие социально значимые объекты, функционирование которых без государственного участия может быть нарушено
Во-вторых, переход от «государственного капитализма» к «частному капитализму» и стимулирование «народного инвестирования» может не произойти, так как в текущих экономических условиях и недостаточной развитости фондового рынка наибольший доступ к приватизации компаний через третьи лица будут иметь физические и юридические лица, нанятые государством для управления этими компаниями. При этом без доступности приватизируемых предприятий к широкому перечню лиц, «государственный капитализм» сменится «частично частным капитализмом» без изменений качественного характера.
В-третьих, для доходной части государственного бюджета и бюджетов нацхолдингов средства, вырученные от приватизации, не окажут достаточного позитивного эффекта. Так, согласно данным Центра деловой информации Kapital.kz, за 2015 год вследствие реализации 228 объектов имущества государственного и квазигосударственного секторов в рамках Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы в республиканский бюджет поступило 3,3 млрд. тенге, в областные бюджеты – 2,9 млрд. тенге, в холдинги – 67,3 млрд. тенге, в социально-предпринимательские корпорации – около 3 млрд. тенге. В сумме данные средства составляют всего лишь 1,3% от доходной части республиканского бюджета за 2015 г.
Даже при подобных опровержимых «выгодах» наиболее значимым «минусом» Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы является время, в которое выбрана приватизация. Так как
текущая фаза мирового и национального экономического цикла не сулит больших выгод от приватизации
Напомним, что официальный прогноз прироста ВВП на 2015 г. был на уровне 4-5%, тогда как по факту за 9 месяцев 2015 г. прирост ВВП составил 1,2%. Если учитывать краткосрочный экономический индикатор (Комитет по статистике МНЭ РК), темп роста которого за 11 месяцев 2015 г. составил 0,4%, то можно ожидать «околонулевой» рост экономики Казахстана за весь 2015 г. Причины этого состояния понятны.
Все это, совместно с политическими, социальными и экономическими потрясениями, наблюдаемые в большинстве стран, является актуализацией последствий совпадения дна краткосрочных циклов Китчина, среднесрочных циклов Жюгляра, ритмов Саймона Кузнеца и длинных волн Кондратьева во всем мире. По оценкам международных экспертов, для того,
чтобы страны мира вышли на восстановительную фазу деловых циклов, потребуется 2-3 года
Таким образом, «убыточность решения» по реализации части предприятий, находящихся в государственной и квазигосударственной собственности, заключается в том, что компании на текущей фазе цикла деловой активности будут продаваться по цене, которая в настоящий момент из-за кризисных явлений ниже средних значений за несколько лет. Более того, 28.12.2015 г. стало известно, что в Парламенте были приняты поправки, позволяющие продавать объекты государственного имущества ниже балансовой стоимости. Это вновь подтверждает то, что предприятия из Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы, несмотря на свою социальную значимость, являются «балластом бюджета», который готовы «скинуть» по любой обесцененной цене.
Для наглядности мы оценили фундаментальную (внутреннюю) стоимость некоторых компаний из списка предприятий, подлежащих приватизации, и сравнили с их текущей балансовой стоимостью. При этом мы выбрали наиболее крупные компании, финансовая отчетность которых представлена в свободном доступе и которые будут реализовываться через IPO: АО «НК «Қазақстан Темiр Жолы», АО «НК «КазМунайГаз», АО «НАК «Казатомпром» и АО «Эйр Астана».
Согласно нашим расчетам, все перечисленные компании в настоящее время имеют балансовую стоимость ниже фундаментальной. Так,
акции АО «Эйр Астана» в текущий момент относительно балансовой стоимости недооценены соответственно в 16 раз
(отношение фундаментальной стоимости к балансовой), АО «Қазақстан Темiр Жолы» — в 1,5 раза. Негативным фоном снижения балансовой стоимости транспортной отрасли стало то, что за 2015 год пассажирооборот воздушным транспортом вырос всего на 5% (за 2014 год – рост на 9%), железнодорожным транспортом упал на 9% (за 2014 года – рост на 15%), грузооборот воздушным транспортом упал на 13% (за 2014 год – снижение на 18%), железнодорожным транспортом упал на 14% (за 2014 год – снижение на 6%).
Также в ближайшей перспективе на состояние указанных компаний будет оказывать давление падение реальных денежных доходов населения, которые по итогам ноября 2015 года по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года снизились на 5%, при этом в связи с опережением инфляции над номинальными денежными доходами анализируемый показатель будет падать и в наступившем году. Это все будет далее негативно сказываться на балансовой и рыночной стоимостях транспортных компаний.
Казахстанские сырьевые
гиганты АО «КазМунайГаз» и АО «Казатомпром» по нашим оценкам в настоящее время также недооценены, соответственно в 6 и в 4 раза
В этом случае на понижение текущей балансовой стоимости компаний повлияли не только отраслевые факторы, выраженные в падении сырьевых цен, но и долговая нагрузка предприятий. Так согласно промежуточной сокращенной отдельной финансовой отчетности материнской компании АО «КазМунайГаз» за период, завершенный 30 июня 2015 года, коэффициент финансового левериджа (отношение обязательств к собственному капиталу) составляет 1,35 (2 142 млрд. тенге/1 576 млрд. тенге), при том, что норматив данного показателя равен 1.
В целом, вышеприведенные цифры говорят о том,
что если продавать данные компании в течение текущей негативной фазы делового цикла, которая может продлиться 2-3 года, потери альтернативных выгод для государства будут колоссальными
Необходимо учитывать, что компании также могут реализовываться и ниже балансовой стоимости. В этом случае потери альтернативной выгоды будут во много раз больше. В мировой приватизационной практике существует множество примеров, когда за продажу активов государство не получало даже балансовой стоимости, например Великобритания в годы Тэтчер.
В заключении необходимо отметить, что подобное положение дел вновь открывает завесу вопроса о проблеме процикличности государственного регулирования экономики в нашей стране. Необходимость разрешения данного вопроса актуализируется на фоне завершения эпохи «нефти» и является новым вызовом перед руководством Казахстана.
Жаныбек Айгазин, Директор Центра исследований прикладной экономики