Нур-Султан
Сейчас
14
Завтра
8
USD
427
0.00
EUR
497
0.00
RUB
5.5
0.00

«Обратная сторона» комплексного плана приватизации 2016-2020

15415

Согласно этим документам были обнародованы списки компаний государственного и квазигосударственного секторов, которые будут переданы в конкурентную среду. В этих списках указаны более 780 предприятий различных форм государственной собственности, отраслей экономики, рыночной капитализации, региональной принадлежности и степени социально-экономической значимости.

Перечень компаний широк, разнообразен и включает предприятия, начиная от ТОО «Степногорск-Тазалык», «Атырау генплан», «Волейбольный клуб города Усть-Каменогорска» и заканчивая «Эйр Астана», «Қазақстан Темiр Жолы» и «Казатомпром». При этом сокращение к 2021 году субъектов квазигосударственного сектора организаций республиканской собственности на 15%, а также передача в конкурентную среду организаций коммунальной собственности к общему количеству 5% определены как целевые индикаторы плана приватизации. К настоящему времени общественность не дала никакой оценки данным действиям правительства и еще не определилась с тем, хорошая ли эта новость или же очередная негативная весть. Поэтому попытаемся разобраться в том, что же стоит за всем этим, проанализировав возможные выгоды и убытки данного мероприятия.

Прощай, госкапитализм?

Конечно, в пользу реализации Комплексного плана приватизации 2016-2020 гг. играет то, что данные действия направлены на более глубокое развитие рыночных отношений посредством:

  • оптимизации государственного имущества;
  • перехода от «государственного капитализма», который стал реальностью после нескольких приватизаций 90-х годов, в результате которого значительная часть капитала в Казахстане вернулась в государственное управление, к «настоящему частному капитализму»;
  • снижения затрат бюджетов страны и национальных холдингов за счет того, что после передачи в конкурентную среду предприятий из государственного и квазигосударственного сектора издержки этих компаний частично или полностью переходят на новых владельцев, к тому же вырученные от приватизации средства могут существенно прирастить доходные статьи республиканского бюджета и государственных управляющих компаний;
  • оптимальной адаптации и дальнейшего развития приватизируемых предприятий согласно рыночным условиям;
  • развития среднего и крупного бизнеса;
  • стимулирования «народного инвестирования» в «народное IPO» (касательно компаний, реализуемых через IPO) и др.

На самом деле вышеприведенные «выгоды» приватизации 2016-2020 имеют много противоречий.

Во-первых, данный

план приватизации имеет больше схожести с процессом «избавления от балласта на воздушном шаре с целью не упасть» нежели с оптимизацией государственного имущества

Это больше похоже на предпоследнюю меру, чтобы не нести расходы на раздутый квазигосударственный сектор.

Напомним, что первоначально доходы республиканского бюджета на 2015 г. были утверждены в объеме 6 744 млрд. тенге, затраты – 7 209 млрд. тенге, дефицит бюджета – 997 млрд. тенге. 11 марта 2015 г. доходы бюджета были скорректированы до 5 874 млрд. тенге (снижение на 14,8% по сравнению с прежним), затраты до 6 864 млрд. тенге (снижение на 5,0%), дефицит бюджета – 1 256 млрд. тенге (рост на 20,6%). 30.11.2015 г. доходы республиканского бюджета вновь уменьшены на 16,2%, затраты – на 5,9%, дефицит бюджета вырос на 20,7%.

И ровно через месяц после крайней корректировки бюджета 2015 года принимается Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, который должен дать возможность снизить давление на затратные статьи республиканского бюджета на 2016 год, который в течение текущего года, вероятнее, будет также несколько раз корректироваться в сторону уменьшения. При этом не учтено, что

в качестве «балластов» бюджета определены многие социально значимые объекты, функционирование которых без государственного участия может быть нарушено

Во-вторых, переход от «государственного капитализма» к «частному капитализму» и стимулирование «народного инвестирования» может не произойти, так как в текущих экономических условиях и недостаточной развитости фондового рынка наибольший доступ к приватизации компаний через третьи лица будут иметь физические и юридические лица, нанятые государством для управления этими компаниями. При этом без доступности приватизируемых предприятий к широкому перечню лиц, «государственный капитализм» сменится «частично частным капитализмом» без изменений качественного характера.

В-третьих, для доходной части государственного бюджета и бюджетов нацхолдингов средства, вырученные от приватизации, не окажут достаточного позитивного эффекта. Так, согласно данным Центра деловой информации Kapital.kz, за 2015 год вследствие реализации 228 объектов имущества государственного и квазигосударственного секторов в рамках Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы в республиканский бюджет поступило 3,3 млрд. тенге, в областные бюджеты – 2,9 млрд. тенге, в холдинги – 67,3 млрд. тенге, в социально-предпринимательские корпорации – около 3 млрд. тенге. В сумме данные средства составляют всего лишь 1,3% от доходной части республиканского бюджета за 2015 г.

Поторопились на 2-3 года?

Даже при подобных опровержимых «выгодах» наиболее значимым «минусом» Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы является время, в которое выбрана приватизация. Так как

текущая фаза мирового и национального экономического цикла не сулит больших выгод от приватизации

Напомним, что официальный прогноз прироста ВВП на 2015 г. был на уровне 4-5%, тогда как по факту за 9 месяцев 2015 г. прирост ВВП составил 1,2%. Если учитывать краткосрочный экономический индикатор (Комитет по статистике МНЭ РК), темп роста которого за 11 месяцев 2015 г. составил 0,4%, то можно ожидать «околонулевой» рост экономики Казахстана за весь 2015 г. Причины этого состояния понятны.

Все это, совместно с политическими, социальными и экономическими потрясениями, наблюдаемые в большинстве стран, является актуализацией последствий совпадения дна краткосрочных циклов Китчина, среднесрочных циклов Жюгляра, ритмов Саймона Кузнеца и длинных волн Кондратьева во всем мире. По оценкам международных экспертов, для того,

чтобы страны мира вышли на восстановительную фазу деловых циклов, потребуется 2-3 года

Таким образом, «убыточность решения» по реализации части предприятий, находящихся в государственной и квазигосударственной собственности, заключается в том, что компании на текущей фазе цикла деловой активности будут продаваться по цене, которая в настоящий момент из-за кризисных явлений ниже средних значений за несколько лет. Более того, 28.12.2015 г. стало известно, что в Парламенте были приняты поправки, позволяющие продавать объекты государственного имущества ниже балансовой стоимости. Это вновь подтверждает то, что предприятия из Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы, несмотря на свою социальную значимость, являются «балластом бюджета», который готовы «скинуть» по любой обесцененной цене.

Компании, с которыми продешевили

Для наглядности мы оценили фундаментальную (внутреннюю) стоимость некоторых компаний из списка предприятий, подлежащих приватизации, и сравнили с их текущей балансовой стоимостью. При этом мы выбрали наиболее крупные компании, финансовая отчетность которых представлена в свободном доступе и которые будут реализовываться через IPO: АО «НК «Қазақстан Темiр Жолы», АО «НК «КазМунайГаз», АО «НАК «Казатомпром» и АО «Эйр Астана».

Согласно нашим расчетам, все перечисленные компании в настоящее время имеют балансовую стоимость ниже фундаментальной. Так,

акции АО «Эйр Астана» в текущий момент относительно балансовой стоимости недооценены соответственно в 16 раз

(отношение фундаментальной стоимости к балансовой), АО «Қазақстан Темiр Жолы» —  в 1,5 раза. Негативным фоном снижения балансовой стоимости транспортной отрасли стало то, что за 2015 год пассажирооборот воздушным транспортом вырос всего на 5% (за 2014 год – рост на 9%), железнодорожным транспортом упал на 9% (за 2014 года – рост на 15%), грузооборот воздушным транспортом упал на 13% (за 2014 год – снижение на 18%), железнодорожным транспортом упал на 14% (за 2014 год – снижение на 6%).

Также в ближайшей перспективе на состояние указанных компаний будет оказывать давление падение реальных денежных доходов населения, которые по итогам ноября 2015 года по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года снизились на 5%, при этом в связи с опережением инфляции над номинальными денежными доходами анализируемый показатель будет падать и в наступившем году. Это все будет далее негативно сказываться на балансовой и рыночной стоимостях транспортных компаний.

Казахстанские сырьевые

гиганты АО «КазМунайГаз» и АО «Казатомпром» по нашим оценкам в настоящее время также недооценены, соответственно в 6 и в 4 раза

В этом случае на понижение текущей балансовой стоимости компаний повлияли не только отраслевые факторы, выраженные в падении сырьевых цен, но и долговая нагрузка предприятий. Так согласно промежуточной сокращенной отдельной финансовой отчетности материнской компании АО «КазМунайГаз» за период, завершенный 30 июня 2015 года, коэффициент финансового левериджа (отношение обязательств к собственному капиталу) составляет 1,35 (2 142 млрд. тенге/1 576 млрд. тенге), при том, что норматив данного показателя равен 1.

В целом, вышеприведенные цифры говорят о том,

что если продавать данные компании в течение текущей негативной фазы делового цикла, которая может продлиться 2-3 года, потери альтернативных выгод для государства будут колоссальными

Необходимо учитывать, что компании также могут реализовываться и ниже балансовой стоимости. В этом случае потери альтернативной выгоды будут во много раз больше. В мировой приватизационной практике существует множество примеров, когда за продажу активов государство не получало даже балансовой стоимости, например Великобритания в годы Тэтчер.

В заключении необходимо отметить, что подобное положение дел вновь открывает завесу вопроса о проблеме процикличности государственного регулирования экономики в нашей стране. Необходимость разрешения данного вопроса актуализируется на фоне завершения эпохи «нефти» и является новым вызовом перед руководством Казахстана.

Жаныбек Айгазин, Директор Центра исследований прикладной экономики

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter