В конце декабря 2015 года популярный экономист Денис Кривошеев выдвинул идею создания казахстанского автомобильного бренда. По его словам, у автомобиля казахстанского бренда будет большой потенциал экспорта в странах восточной Европы, развитой Азии, а также на рынке ЕАЭС.
В интервью порталу Тengrinews.kz Денис Кривошеев посоветовал автопроизводителям Казахстана всерьез начать менять свой технологический уклад:
— Сейчас изменяется принцип владения авто — в мире создаются условия для электромобилей, для Social car (общественные автомобили). То есть меняется парадигма использования авто.
Если мы сможем взять эти технологические особенности в оборот и выдать это миру, сотрудничая с мировыми игроками в области технологий, к примеру с Google или Apple, то предложим миру совершенно новое и будем на «волне» со всеми
Собственный бренд, который впоследствии мог бы выходить на мировой рынок. <…> Если сейчас начать, то в течение трех лет мы «выкатим» уже полноценный промышленный образец, который будет уникальным, конкурентоспособным и выступит в качестве странового пиара», — добавил эксперт.
Практически в это же время об инициативе создания концепта электрокара отечественного автобренда заявил и председатель совета директоров AllurGroup Андрей Лаврентьев. По его словам, авто планируют представить на EXPO-2017. По задумке, автомобильный бренд будет представлен целой линейкой машин разных классов. Но основная идея заключается в том, чтобы создать транспортное средство с использованием новейших технологий — электро- или гибридным двигателем. Но, тем не менее, бензиновый аналог автомобиля национального бренда также планируется производить.
Между тем в Министерстве по инвестициям и развитию (МИР) РК считают, что отечественные автопроизводители не обладают достаточной компетенцией для создания национального бренда авто.
«В целом министерство поддерживает идею создания национального бренда. Однако данный вопрос можно рассматривать только в перспективе, поскольку
на сегодняшний день отечественные автопроизводители не обладают достаточной компетенцией для создания национального бренда авто,
— сообщили в МИР РК.
Валентин Макалкин, экономист:
— Если деревья растут как положено, корнями из земли, у них и крона пышная, а если команда идет сверху, всегда уходит почва из-под ног. Есть примеры, когда некоторые отрасли давали толчок всему народному хозяйству. Случится ли подобное с автопромом? Надо сначала прикинуть, а будет ли рынок сбыта? Мы сможем вбросить в реализацию идеи национального автомобиля деньги, а кому потом будем его продавать? Будем ли мы конкурентоспособными с крупными автопроизводителями, которые собаку на этом съели? Возможно, где-то есть такие смельчаки, кто может кинуть миллиарды в новый бренд, но это не про нас. Почему бы не начать с производства хотя бы автомобильных шин и других комплектующих, а уж потом замахиваться на собственный автомобиль? Потребуется ведь целая линия автосборки, огромные затраты финансовых и трудовых ресурсов.
Если, конечно, речь не идет о том, что эксперимент ставится с целью повыпендриваться, что зачастую обгоняет такие понятия как «целесообразность» и «экономические возможности»
«Хотеньки» — дело такое, труднопобедимое.
Надир Надиров, первый вице-президент Национальной инженерной академии Казахстана:
— Умных талантливых людей у нас в стране много. Стоит только поставить задачу, содействовать, помочь и реализовать. Это главное. Конечно, надо позаботиться и о рынках сбыта, за что борется сейчас все мировое производство. Что может привлечь покупателя? Цена и качество.
Может, для начала лучше скооперироваться с какой-нибудь автомобильной державой, набраться опыта?..
Владислав Косарев, руководитель фракции «Народные коммунисты» в мажилисе парламента РК:
— Творческая мысль в стране дремать не должна, но
изобретать что-то в Казахстане такое, что будет лучше мировых образцов — это недостижимая задача
Сделать машину, которая была бы лучше того «Мерседеса» — только мечты. Стремиться делать что-то чисто казахстанские можно. Приведу пример. Летом прошлого года я, находясь на каникулах, заехал в один дом в селе Кенесары. Люди держат 16 дойных коров. Муж с женой да сын со снохой вкалывают с 5 утра до 12 ночи, парень занимается еще и сенокошением на зиму. Я посмотрел на технику и обалдел: он сделал своими руками прицепную косилку на трактор, а еще одну — которая укладывает скошенное сено в волок. Я специально сфотографировал эту технику и в сентябре отдал правительству. Многие посмотрели, сказали: «Да… Хорошо». Но выпускать ее никто не стал. Почему? Потому что те, кто занимается поставкой в страну сеноуборочной техники, тащат косилки из России, Италии и других стран, где она стоит в 15-20 раз дороже самодельной, сделанной руками Анатолия. Слишком большие деньги на импорте завязаны. Кроме того, я однажды встретился с инженерами-агрономами на областном совещании и заявил, что сельскохозяйственное производство должно иметь свои образцы машин и механизмов для собственного производства. Я сказал: «Смотрите, мужики, вот пальцевый брус — одна из деталей зерновой жатки, которая у нас производится, она стоит всего 11 тысяч тенге, а такой же брус из Европы — в три раза дороже». Один из агрономов меня поправил — 80 тысяч.
Я считаю, что у нас капитализм делает прибыль на всем, и остановить его надо силами государства, чтобы оно сказало: «Сделайте дешевую машину!»
У нас 80% молока и мяса выращивается в сельском подворье. Не на фермах там крупных, а в частных домах. Что крестьянский двор имеет, чтобы заменить ручной труд? Кредиты и рабочие руки. А вы про национальную машину говорите. Ход чисто имиджевый.
Досым Сатпаев, политолог:
— Если наши автопроизводители изобретут и создадут что-то вроде «Теслы», то я — обеими руками «За!».
Если они задумали сотворить бензиновый или дизельный тип двигателя автомобиля, то эта затея — просто глупость и напрасная трата времени и денег
Нужно нырять не в «красный», а в «голубой» океан. Я поясню, что это такое. Экономисты считают, что в мире конкуренции есть два океана — «красный», где всё уже схвачено и куда нет смысла соваться, поскольку там просто нет места для конкуренции. И есть «голубой» океан — там, где существует простор для идей и новаций, где есть свободные ниши. Вот такую нишу и нашла «Тесла». Кстати, об этом же и говорил президент страны, когда призывал не «изобретать велосипеды», а осваивать новые технологии. Поэтому если наши автопроизводители решат создать всего лишь традиционный вид автомобиля — это будет очередное разочарование для всех казахстанцев.