Авиационные власти Казахстана разослали в авиакомпании любопытное письмо о прохождении аудита IOSA, которое прямо противоречит действующему приказу министра по инвестициям и развитию.
В четверг, 11 февраля, в Специализированном межрайонном экономическом суде Астаны начался суд по иску авикомпании Bek Air к Комитету гражданской авиации (КГА) и Министерству по инвестициям и развитию по поводу отмены новых правил допуска перевозчиков к выполнению регулярных полетов, вступивших в действие с 1 января 2016 года.
Конфликт начался из-за того, что
новые правила подразумевают обязательное наличие у всех регулярных авиаперевозчиков Казахстана сертификата о прохождении дорогостоящего аудита IOSA стоимостью 1,5 млн долларов,
который на самом деле является внутренним документом международного НПО, членом которого Казахстан не является.
Неоднократные разбирательства участников авиарынка и властей на различных заседаниях и совещаниях никакого эффекта не дали: в министерстве все равно готовят поправки в законодательство. Дело в том, что
требование о наличии сертификата IOSA есть во внутриведомственном приказе, но отсутствует в вышестоящем законе, что по иерархии нормативных правовых документов просто недопустимо
По этой и ряду других причин авиакомпания Bek Air решила воспользоваться своим правом отменить сомнительный приказ через суд.
Первое заседание суда оказалось весьма продуктивным. По словам представителя Bek Air Нурлана Жумасултанова, кроме отзыва на исковое заявление представитель комитета гражданской авиации Талгат Ержанов ходатайствовал в суде о замене ненадлежащего ответчика. Иными словами,
КГА полностью открестился от возникшей проблемы и перевел всю ответственность на министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева
«В соответствии с подпунктом 41-61 статьи 14 Закона РК от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации», утверждение правил допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок относится к компетенции уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, т. е. Министерства по инвестициям и развитию РК», — говорится в ходатайстве комитета. — «Кроме того, согласно пункту 2 статьи 10 Закона РК «Об административных процедурах» руководитель государственного органа осуществляет руководство вверенным органом путем единоличной распорядительной деятельности и несет персональную ответственность за законность принимаемых решений».
Вообще, комитет гражданской авиации не перестает удивлять.
Мы уже писали о том, как после январских разборок авиационных властей с авиаперевозчиками в Нацпалате предпринимателей председатель комитета Бекен Сейдахметов разослал в авиакомпании письмо о том, что в связи с возникшими противоречиями в нормативных правовых актах пока никаких ограничений на полеты для тех, у кто аудит IOSA не прошел, не будет. Письмо получилось с явно исковерканным смыслом — договаривались о том, что в отечественное законодательство будет введено понятие стандартов аудита IOSA, а Бекен Сейдахметов от себя добавил слово «требований», что изменило смысл переговоров.
И вот 12 февраля авиакомпании получили исправленный вариант письма из комитета гражданской авиации. После такого хочется сказать: «Мой мир уже не будет прежним». Сравните сами.
А вот свежий, отредактированный вариант. Ощущаете разницу? Теперь требование о наличии сертификата IOSA будет носить вроде как рекомендательный характер.
— Насколько мне известно, сейчас в комитете готовятся поправки в приказ, из-за которого мы судимся, — сообщил нам Нурлан Жумасултанов. — Пусть убирают требование об аудите IOSA, тогда все встанет на свои места.