В марте 2016 года в мире произойдет ряд крайне важных событий, которые так или иначе затронут экономические процессы ведущих держав планеты. И уже от них, как круги на воде, эти изменения коснутся развивающихся стран, а значит, и нас. Причем, анализ показывает, что в этих изменениях будет больше позитива.
Первое позитивное изменение мы можем увидеть уже в «лишний» день года — 29 февраля. В начале недели многие валюты (российский рубль, тенге, манат и т.д.) могут отыграть итоги встречи G20 в Шанхае 26-27 февраля. При этом, довольно сильные движения можно будет наблюдать при условии, что будут пересмотрены квоты государств в МВФ.
Основными темами для обсуждения на саммите G20 в Шанхае, как полагают эксперты, станут слабость экономики Китая и чрезмерное укрепление доллара США.
Ослабление доллара помогло бы снять часть опасений о дальнейшей девальвации китайского юаня, размера долларового долга развивающихся стран и ситуации с ценами на нефть
«Множество людей хотели бы усиления международной координации на уровне G20, учитывая, что центральные банки в Западном мире, похоже, приближаются к своего рода пределу денежно-кредитной политики», — сказал главный аналитик Nordea Markets Мартин Энлунд. — Ситуация осложняется тем, что ряд стран, включая Японию и Еврозону, уже перешли на отрицательные процентные ставки и возможности их центробанков ограничены больше, чем на предыдущих встречах «двадцатки».
«Одна из текущих проблем — это повышенная волатильность. Возможно, будут обсуждать ее. Это большая проблема для всех, когда рынки «гуляют» вверх-вниз на 10% вроде бы ни на чем, без каких-либо видимых причин», — сказал главный экономист Sberbank CIB Евгений Гавриленков. Также он считает, что, вероятно, будет поднят вопрос об устойчивости банковской системы в текущих условиях.
Одним из главных событий ближайших дней станет 1 марта — «День Х», как его уже окрестили некоторые экономические обозреватели. В этот день пройдет завершающий раунд переговоров стран-экспортеров нефти по вопросу «заморозки» добычи нефти на уровне середины января 2016 года.
В общем-то большого оптимизма и ожидания каких-либо существенных прорывов 1 марта никто не ожидает. Как уже сообщал портал 365info.kz, Иран пока планирует продолжать наращивать добычу нефти, а Саудовская Аравия говорит о своей неготовности ее сокращать. Вообще же, по мнению многих аналитиков,
«нефтяная заморозка» будет оказывать влияние на спрос и предложение нефти в перспективе трех-четырех лет
Для экономических темпов XXI века — срок огромный. Тем более нужно учесть тот факт, что обещание ведущих стран ОПЕК «заморозить» добычу уже повлекла если не бурный рост нефтяных котировок, то по крайне мере их стабилизацию с тенденцией к повышению.
Как сообщил портал vestifinance.ru, банки США начинают готовиться к дефолтам нефтяников. Банк Wells Fargo, входящий в «Большую четверку», отложил $1,2 млрд на потери по «плохим» кредитам нефтегазовому сектору. Общий объем таких безнадежных займов на балансе банка всего за год вырос более чем в 10 раз с $76 млн до $844 млн.
Полгода назад финансовый директор Wells Fargo Джон Шрюсберри говорил о том, что потери по «плохим» кредитам нефтяникам будут незначительными – на уровне статистической погрешности. Теперь банк резервирует больше миллиарда долларов на борьбу с ними. Причем проблемы могут вырасти как снежный ком. Сами эксперты Wells Fargo признают:
если цены на нефть будут оставаться низкими продолжительное время, нефтегазовые бумаги на балансах банка сильно подешевеют
Компаниям-эмитентам станет еще сложнее перекредитоваться (ценные бумаги зачастую служат в качестве залога) или погасить долги.
Больше всего вопросов сейчас вызывают так называемые кредитные обязательства. Когда нефть стоила $100 за баррель и выше, банки были только рады обещать нефтегазовым компаниям средства и подписывать соответствующие документы. Проще говоря, нефтяники пока не забрали деньги, но имеют право сделать это по первому требованию. Только кредитным учреждениям при нефти по $30 и дешевле такая перспектива больше не улыбается.
JP Morgan заявил о том, что общий объем выданных им нефтегазовых кредитов составляет $44 млрд, причем из них $30 млрд – как раз непрофинансированные обязательства упомянутого типа.
Все сказанное тоже говорит о возможном росте нефтяных цен, а значит и укреплении валют нефтезависимых стран.
Совсем скоро мы увидим большой блок статистики из США: пересмотренные данные по ВВП за четвертый квартал, отчет по торговому балансу, данные по индексу расходов на личное потребление.
Если отчеты покажут, что экономика США чувствует себя недостаточно уверенно, доллар может попасть под «умеренное давление» по всему спектру рынка
Если же и данные по рынку труда США, публикуемые в пятницу 4 марта, окажутся слабыми, доллар может испытать на себе уже и сильное давление, а котировки Brent попытаются преодолеть отметку в 36,2 долларов за баррель, что также положительно скажется на поведении многих валют в разных странах мира. Само же заседание ФРС США состоится 15-16 марта. От него не ждут повышения ставки, и это тоже может оказаться позитивным для всех развивающихся рынков.
Кроме этого, 10 марта Европейский центральный банк может объявить о дополнительных мерах стимулирования экономики. Это, без сомнения, окажет давление на общеевропейскую валюту, и пара евро/тенге может составить 360-363 тенге за евро. Сегодня курс евро, установленный НБРК — 385.36 тенге.