Убийство 6-летнего мальчика в поселке Бурыл Жамбылской области деструктивные силы попытались трактовать как политическую проблему. Журналист Кенжебек Нуркасенулы, Радио Азаттык, вместе с правозащитником Амангельды Шорманбаевым попытался проанализировать ситуацию и понять, как уголовное преступление, совершенное на бытовой почве, может вдруг получить политический окрас?
«16 февраля, после выхода на улицы поселка жителей, возмущенных убийством малолетнего мальчика, в населенный пункт были введены подразделения полиции специального назначения.
— Как можно оценить выход жителей на улицы? Имеют ли они право собираться и высказывать свое недовольство?
— Во-первых, хочу выразить соболезнование родным и близким погибшего мальчика. В связи с событиями хочу сказать, конечно, каждый человек имеет право выходить на улицу, проводить собрания и высказывать недовольство. Митингующие имеют полное право проводить подобные акции, если при этом не применяют силу и не допускают беспорядков.
Согласно международным стандартам прав человека, люди имеют право поступать так в любое время. Однако наши внутренние законы чинят этому различные административные барьеры – нужно заранее сообщать о подобных акциях, получать у местных исполнительных органов разрешение на их проведение. К тому же наши внутренние законы позволяют квалифицировать подобные действия митингующих как правонарушение и привлекать участников несанкционированных акций к административной ответственности.
— А если протестующие не допускают каких-либо правонарушений, беспорядков, а только эмоционально выражают свое недовольство?
— В таких случаях органы власти и правопорядка ограничиваются замечаниями и предупреждениями… В свою очередь, власти высказывают мнение, что люди, вышедшие на улицы с требованием выселения из поселка семьи подозреваемого в убийстве мальчика, вели к осложнению ситуации. Поэтому и были введены войска. Сейчас ситуация в Бурыле нормализуется – снято внешнее оцепление, но в поселке остаются специальные подразделения полиции. Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов сказал, что они будут оставаться в поселке еще несколько дней. Кроме того, министр сделал особый акцент на то, что
события в Бурыле не имеют никакой межнациональной окраски – это обычное рядовое преступление
— Господин Амангельды, какие существуют способы доведения требований протестующих до властей во время таких волнений?
— Требования можно довести в письменном виде. Для этого протестующие в виде письма оформляют свое обращения, собирают подписи и сдают их в местные акиматы, прокуратуру, полицию и другие государственные органы. Второе — приглашают представителей акиматов и государственных органов на свои собрания и другие форумы, где высказывают свое недовольство и выдвигают требования.
— После доведения до властей своих требований, государственные органы должны дать какой-либо ответ?
— Конечно. Если обращение оформлено соответствующим образом, особенно письменное, то государственные органы должны дать на него письменный ответ. Причем каждому заявителю, подписавшему обращение, должны дать отдельный ответ. Таковы требования действующего законодательства…
— Причиной этих событий стало преступное деяние — убийство мальчика. Несмотря на то, что буквально на следующий день полиция объявила о задержании подозреваемого, народ все-таки вышел на улицу. На ваш взгляд, что это означает?
— Если рассмотреть причины, то они носят глубинный характер… Казахи просто так не поднимаются. Однако если представитель другой нации совершает преступление против казахов, это обязательно вызывает противодействие, выступление. Возможно, это старые обиды, недовольство, оставшееся в наследство с советского периода. На этот вопрос должны ответить психологи, социологи.
— Если подойти к этому вопросу с точки зрения прав человека, насколько обоснованно обвинять в таких преступлениях, совершенных одним человеком, какую-либо этническую группу?
— Лично мое мнение — это неправильно. Это все последствия юридической неграмотности: хорошей или плохой нации не бывает, люди любой нации могут быть хорошими или плохими.
Если мы хотим быть грамотными, а государство желает иметь светлое будущее, мы должны избавляться от таких явлений
В подобных событиях должна быть гласность, люди должны четко знать, совершил ли это противоправное деяние подозреваемый или он кого-то выгораживает, нужно установить истину и наказывать конкретного человека, совершившего преступление.
Наказывать какую-то нацию или этническую группу неправильно, преступление совершает конкретный человек
— Было объявлено, что семью подозреваемого переселили в другой населенный пункт…
— И с точки зрения закона, и с точки зрения национальных традиций нашего народа — это неправильно. Пять пальцев руки неодинаковы, как и члены одной семьи, они разные, бывают хорошие, бывают и плохие. Поэтому вся семья не может нести ответственность за деяния одного человека. Основное правило современных законов — каждый должен нести персональную ответственность за совершенное деяние. Ведь и перед Аллахом каждый человек сам несет ответственность за свои деяния. Поэтому это неправильно, это следствие правовой неграмотности. Приходить толпой, рушить дома, избивать членов семьи, вынуждать их менять местожительство – это пережитки прошлого. И сегодня это неправильно. Если мы хотим стать развитым правовым демократическим государством, мы не должны допускать такого… Мы дорожим своим светским демократическим государством. От нас зависит мир и спокойствие в Казахстане…
Мы должны задуматься, какое государство создаем. Гражданское государство, в котором все граждане имеют равные права или государство одной нации? Конечно, казахская нация имеет особое историческое место, как хозяин этой земли, нация, основывающая это государство. Однако если мы стремимся в будущее, то должны создать гражданское общество, в котором каждый имеет свои права и обязанности и согласно которым должен нести персональную ответственность. Если сегодня мы не построим такое общество, будущее наше будет весьма пасмурным…»
Источник: Аzattyq.org