В 2016-м году с космодрома Байконур планируется запустить 18 космических ракет. Сегодня об этом на общем заседании Сената заявил исполняющий обязанности министра внутренних дел Марат Демеуов.
По его словам, из 18 ракет, оказывается, 12 — «Протоны». Эти ракеты как топливо используют ядовитый гептил. Именно эта проблема и беспокоит сенаторов. Поэтому депутаты приняли законопроект «О ратификации Протокола о внесении изменений в межправительственное соглашение между правительствами РК и РФ от 1999 года о порядке действий при крушении космических ракет при их запуске с космодрома «Байконур».
Насколько это будет результативным, покажет время. Но сейчас российская сторона отказывается платить Казахстану компенсацию за крушение «»Протона» на Байконуре —
«Казаэрокосмос» не сумел доказать, что 600 тонн ядовитого гептила нанесли существенный урон экологии региона и страны
Если помните, в июле 2013 года ракетоноситель «Протон», запущенный с Байконура, потерпел крушения сразу после запуска, было разлито 600 тонн ядовитого гептила. В связи с этим российская сторона была обязана выплатить Казахстану компенсацию в 13 миллиардов тенге. Однако Кремль, мотивируя тем, что казахстанская сторона не смогла предоставить убедительные доказательства экологического урона, отказалась платить компенсацию. Об этом заявил вице-министр внутренних дел Владимир Божко. По его словам, оказывается, при падении ракеты гептил сгорел в воздухе. Поэтому россияне считают, что этот гептил не успел нанес экологии существенного урона.
Как понимать такой поворот событий? Это некомпетентность наших ученых, беззубость казахских государственных чиновников или произвол? Этот вопрос мы адресовали известному казахстанскому политологу Азимбаю Гали.
– Отказ России платить компенсацию прежде всего показал беззубость казахских чиновников. Однако у нас ведь есть другие пути взыскания компенсации у Северного соседа. Так, Россия имеет в Казахстане несколько государственных объектов. Вот оттуда Казахстану и нужно взыскивать причитающуюся компенсацию. Такая практика часто применяется в Европе. Например, можно через суд изъять государственные пакеты России в банках страны. Но прежде всего нужно решением суда наложить арест на эти пакеты. Только потом можно продать имущество обратно хозяевам, – говорит Азимбай Гали.
Политолог говорит, что Казахстан — не единственная страна, кому Россия отказывается выплачивать компенсацию. Россия национальное право ставит выше международного. Поэтому не стоит этому удивляться, считает он.
Перевод с казахского Кайрата Матрекова