Законы Казахстана, ухудшающие положение граждан, могут иметь обратную силу. Такое беспрецедентное положение не имеет аналогов ни в одной стране мира — вывод экспертов фонда «Евразия Центральной Азии». Такое положение вещей — «сюрприз» от Конституционного совета, созданного еще в 1999 году. Это означает, что сейчас, после ухудшения условий трудящихся, в новом Трудовом кодексе автоматически все казахстанцы попали под пресс работодателя.
Трудящимся казахстанцам следует поприжать амбиции. Трудовой кодекс с 1 января 2016 года их не защищает: последние драконовские поправки, позволяющие предприятиям увольнять работников в кризис, распространяются даже на ветеранов производств. На языке юриспруденции это называется обратной силой закона.
О том, что законодательное ухудшение социально-экономического положения граждан имеет обратную силу, нечаянно выяснили в компании «ЮрИнфо», обратившись в Генеральную прокуратуру за разъяснениями по столь щепетильной букве закона. Если перевести ответ Генеральной прокуратуры на популярный язык, то выходит, что
любой работающий казахстанец может попасть под увольнение по инициативе своего руководства, если на предприятии вдруг стало туго с деньгами. И без разницы, что договор с ним заключался, к примеру, 10-15 лет назад. Главное, что с 1 января 2016 года подобная норма появилась в Трудовом кодексе
«Генеральной прокуратурой рассмотрено ваше обращение относительно обратной силы подпункта 3 пункта 1 статьи 52 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (введено в действие с 1 января 2016 года; далее — Кодекс)», — говорится в ответе главного надзорного органа. — «В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 52 Кодекса трудовой договор с работником по инициативе работодателя может быть расторгнут в случае снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя. Как следует из обращения, вами подвергается сомнению возможность применения этой нормы (которая отсутствовала в ранее действовавшем Трудовом кодексе) к трудовым отношениям, возникшим до введения в действие Кодекса. Действительно, подпункт 5 пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан гласит, что законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. При этом согласно пункту 3 постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 марта 1999 года № 2/2 подпункт 5 пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что
обратной силы не имеют те законы, которые относятся к сфере регулирования юридической ответственности граждан за правонарушения и устанавливают новые виды ответственности или усиливают ее путем введения новых санкций, то есть ухудшают положение граждан, совершивших правонарушение
Следует дополнительно отметить, что статьей 5 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» определено, что все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие. Для применения нормативных правовых актов, введенных в действие, не требуется каких-либо дополнительных указаний. В этой связи, поскольку введенный в действие с 1 января 2016 Кодекс (в частности, подпункт 3 пункта 1 статьи 52 Кодекса) не устанавливает ответственность, а лишь регламентирует порядок расторжения трудового договора, полагаем, что рассматриваемая норма распространяется и на трудовые отношения, возникшие до 1 января 2016 года. Обращаем внимание, что настоящее письмо не является разъяснением закона в порядке статьи 26 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре», поскольку данный акт надзора вносится только при наличии установленных законом оснований, которые в данном конкретном случае отсутствуют. Данный ответ на обращение отражает лишь позицию Генеральной прокуратуры по затронутому вопросу в пределах изучения представленных документов и сведений».
А теперь посмотрим в Конституцию. Подпункт 5 пункта 3 статьи 77 Основного закона страны говорит о том, что «законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют». Ситуации перечисляются через запятую. То есть ответственность отдельно, ухудшение положения граждан — отдельно.
Что сделал 17 лет назад Конституционный совет, чьи постановления, между прочим, обжалованию не подлежат?
Некоторое время назад правовую оценку этому документу, принятому 10 марта 1999 года, давал экспертный фонд «Евразия Центральной Азии».
«Следует обратить внимание на такой принцип, как обратная сила закона. Данный принцип указывает на то, что законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют», — говорится в исследовании, проведенном юристами фонда. — «Этот принцип закладывался в основу всей правовой системы, а не только в сферу системы правосудия. Однако, на удивление юристов, Конституционный совет своим постановлением от 10 марта 1999 года № 2/2 «Об официальном толковании пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан» полностью изменил трактовку данного принципа. В частности он установил, что подпункт 5) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что обратной силы не имеют те законы, которые регулируют юридическую ответственность граждан за правонарушения и устанавливают новые виды ответственности или усиливают ее путем введения новых санкций.
Эта конституционная норма распространяется на судей, государственные органы и должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность. Однако парламент республики при принятии законов обладает правом устанавливать правовые нормы, имеющие обратную силу.
Таким образом, в соответствии с данным официальным толкованием, являющимся окончательным и не подлежащим обжалованию,
законы Республики Казахстан, ухудшающие положение граждан, могут иметь обратную силу. Такое беспрецедентное положение не имеет аналогов ни в одной стране мира
С трудом верится, что депутаты Мажилиса V созыва, принимавшие поправки в Трудовой кодекс, оказались эдакими простачками, не знавшими о странной юридической коллизии, которая действует в стране 17 лет! А теперь представим, сколько еще законов можно перелопатить не в пользу рядового казахстанца? Что, в принципе, неоднократно и случалось в связи с сокращением выплат по беременности и родам, по увеличению пенсионного возраста для женщин, по совершенствованию пенсионного законодательства. То ли еще будет!