Комитет гражданской авиации (КГА) официально заявил: обязательного требования о наличии сертификата о прохождении аудита IOSA не будет. Это решение было озвучено в рамках судебного процесса, который инициировала против КГА авиакомпания BEK AIR.
22 февраля в Специализированном межрайонном экономическом суде Астаны завершился судебный процесс по иску авиакомпании Bek Air к Министерству по инвестициям и развитию, а также комитету гражданской авиации о признании приказа № 352 от 27 марта 2015 года незаконным и антиконституционным.
Напомним, этот документ устанавливал новые правила допуска авиакомпаний к регулярным полетам в Казахстане, а именно — обязательное наличие сертификата аудита IOSA с 1 января 2016 года.
Шумиха вокруг этого аудита была в основном связана с тем, что сам аудит, по мнению представителя Bek Air Нурлана Жумасултанова, никак не отражается на улучшении безопасности полетов, так как проверяется исключительно документация, а не самолеты. Кроме того,
дорогостоящий аудит вынудил бы авиакомпании Казахстана поднять цены на билеты
Ну и в конце концов, возмущение у перевозчиков вызывал тот факт, что обязательным для Казахстана вдруг станет аудит международной неправительственной организации, членом которой Казахстан как государство не является.
И вот, от имени исполняющего обязанности председателя Комитета гражданской авиации Талгата Ластаева в суд поступило ходатайство следующего содержания:
«В соответствии с письмом Комитета гражданской авиации авиакомпаниям № 29-I-29-10/289 от 12 февраля 2016 года в настоящее время Комитетом гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан ведутся работы по внедрению (имплементации) стандартов аудита IOSA в национальное законодательство (национальные стандарты) по сертификации эксплуатантов воздушных судов, а также по внесению изменений и дополнений в Правила допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок, утвержденных приказом и. о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан № 352 от 27 марта 2015 года в части отмены обязательного требования о наличии сертификата о прохождении аудита IOSA. В связи с вышеизложенным прошу вас отложить судебное заседание на срок до одного месяца, который необходим для выполнения указанных мероприятий».
По словам Нурлана Жумасултанова, сразу после оглашения этого ходатайства в суде руководством авиакомпании Bek Air было принято решение о прекращении судебного разбирательства.
— Я попросил суд оставить без рассмотрения наш иск к министерству, — пояснил Нурлан Жумасултанов. — Мы обращались в суд не ради самого суда, а ради того, чтобы была отменена противозаконная, по нашему мнению, норма об аудите IOSA. Комитет фактически дал понять, что этого требования не будет. Поэтому мы больше не имеем претензий в авиационным властям страны. Думаю, эта ситуация разрешилась таким образом только благодаря конструктивной позиции руководства Министерства по инвестициям и развитию, которое с самого начала искало наиболее разумные варианты решения проблемы.