Две иномарки стоимостью 13 и 18 тысяч долларов, ехавшие под заказ в Кыргызстан из Арабских Эмиратов, благополучно пересекли Иран и Узбекистан, но стараниями одной логистической конторы на 4 года застряли на таможенном посту «Кулан» Жамбылской области Казахстана.
В июне 2012 года брокерская компания «ТОРЕ Логистик» то ли умышленно, то ли по халатности, но допустила в таможенной декларации фатальную ошибку — не указала наличие в железнодорожном контейнере двух автомобилей. Хотя при транзите через другие страны все транспортные документы были оформлены как положено. В итоге административный суд оштрафовал компанию, однако машины и после этого до своего владельца — Ивана Курдина — не добрались. Они превратились в вещественное доказательство контрабанды — сотрудники Жамбылской таможни возбудили дело против хозяйки контейнера по обвинению в экономической контрабанде.
— Я вообще просто дар речи потерял, — рассказывает Иван. — Причем здесь владелица контейнеров, если машины мои? О какой экономической контрабанде может идти речь, если транспортные документы оформлены правильно, а ошибка логистической конторы установлена?..
Но это еще полбеды. Таможенники умудрились изрядно попортить дорогостоящие вещдоки:
— Я когда первый раз машины после ареста увидел, был просто в шоке, — продолжает рассказ Иван. — Мало того, что их выгрузили из контейнера и оставили пылиться на посту «Кулан» как вещдоки, так еще и повредили. Они выехали из Арабских Эмиратов в идеальном состоянии — фары и бамперы лежали в багажнике, чтобы не поцарапались во время транспортировки. В итоге, эти детали я нашел их в каком-то сарае, на кузовах машин вмятины, как будто их просто выкинули из контейнера. Теперь мне говорят, что для возврата машин я должен взять доверенность у хозяйки контейнера. Опять же, с какой стати, если сертификаты оформлены на мое имя? Да и ее представители говорили таможенникам, что женщина не имеет отношения к этим автомобилям.
Уголовное дело против владелицы контейнера неоднократно приостанавливалось и возобновлялось. Окончательно его прекратили аж в марте 2014 года на том основании, что груз был транзитным, без цели эксплуатации на территории Казахстана, поэтому в этой истории нет следов уголовщины.
Казалось бы, что еще нужно для благополучного исхода дела? Но нет, Иван Курдин с большим трудом добился получения на руки материалов дела, и то после жалобы в прокуратуру. Но ему по-прежнему твердят: «Товарищ, вы не сторона по делу, мы не были обязаны ставить вас в известность о ходе расследования».
— Я так понял наших доблестных таможенников: все, кто занимается перевозкой товаров, просто обязаны иметь собственные контейнеры, чтобы так не получилось, что по велению какого-то невнимательного таможенника перевозимый в них груз вдруг юридически поменял владельца? — возмущается Иван Курдин.
Результат такой деятельности таможни — огромный ущерб для Ивана Курдина, отца троих детей. Машины парень вез под заказ — покупатели из Кыргызстана с ним полностью рассчитались, однако после начала проблем на таможне Ивану пришлось эти деньги вернуть. А забрать машины не может и по сей день. Понятно, что сегодня машины 2006 и 2010 годов выпуска явно уже не стоят тех денег, которые за них были уплачены. Кроме того, за годы разборок они потеряли товарный вид.
А теперь, как выясняется, местонахождение машин вообще неизвестно — недавно таможенный пост «Кулан» был закрыт. То есть человеку, который по чьей-то невнимательности потерял кучу денег, даже в суд подать не на кого, чтобы возместить ущерб.
Делом Ивана Курдина заинтересовались в Ассоциации таможенных брокеров, предстоит новое разбирательство, которое, возможно, к чему-то да приведет.