Затеянный Саудовской Аравией с целью «придушить» сланцевую промышленность в США, а также создать проблемы геополитическим соперникам – Ирану и России – обвал нефтяных цен привел к тому, что королевство переживает один из наиболее критических моментов в своей истории. И если в 2011 году погасить недовольство в стране удалось массированным вливанием денег, то сегодня таких возможностей у королевства нет.
Обладающая самыми большими добывающими мощностями и крупнейший нефтеэкспортер Саудовская Аравия оказалась заложницей созданной ею же системы регулирования мирового нефтяного рынка – ОПЕК. Высокие цены на нефть привели к выходу на рынок новых, не состоящих в картеле, производителей для воздействия на которых у ОПЕК не оказалось практически никаких механизмов.
Картель ОПЕК для Эр-Рияда из «оружия» давления на потребителей превратился в тормоз развития нефтяной промышленности. Последние события показывают, что саудиты, расшатывая десятилетиями складывающиеся механизмы и отказываясь от ОПЕК как рычага воздействия на нефтяной рынок и глобальную политику, готовы играть только сами за себя. Роль Саудовской Аравии на мировом нефтяном рынке меняется. В перспективе вследствие нарастающей напряженности как в регионе, так и в самом королевстве, высока вероятность утраты своих позиций на мировом нефтяном рынке и политической арене.
Сегодня перед Эр-Риядом два пути развития. Первый – остаться поставщиком сырья, экономика которого по-прежнему базируется на доходах от продажи нефти. Второй – пойти по китайскому пути и трансформироваться в индустриальную державу, массово производящую экспортную продукцию высокого передела. Эта тенденция уже прослеживается: за 2000–2013 годы внутреннее потребление углеводородов удвоилось, достигнув почти 3 млн баррелей баррелей в сутки. В этом случае, к концу 2030 годов спрос в королевстве может превысить добычу, и страна перейдет в категорию нефтеимпортеров.
При реализации первого варианта Эр-Рияд будет заинтересован в поддержании цен на нефть на высоком уровне, при втором – вопрос нефтяных котировок становится для него вторичным и он будет стремиться сохранить за собой как можно более значительную долю рынка.
Похоже, что саудиты склоняются ко второму варианту. Об этом говорит ноябрьский (с подачи Саудовской Аравии) отказ ОПЕК от сокращения квот, ставший стимулом для дальнейшего падения нефтяных котировок. В целом котировки упали более чем на 70% с максимумов середины 2014 года. В начале недели цена барреля обвалились ниже 28 долларов. Ряд аналитиков не исключает возможности того, что дно будет достигнуто на отметке 20 долларов за баррель (а может и ниже).
Таким образом, королевство вместо снижения объемов добычи нефти и поднятия цены на нее, как это делалось раньше, поддерживает избыточное предложение нефти и низкий уровень цен с целью сохранения своей рыночной доли и максимального затруднения наращивания добычи сланцевой нефти в США. Кроме того,
саудитам совсем не нравятся перспективы выхода своего главного соперника в регионе – Ирана из экономической и политической изоляции
В правительстве Саудовской Аравии считают, что главное не поднять цену на нефть, а, сохранив свою долю на рынке, по возможности расширить ее, найдя новых покупателей. Королевство без оглядки на картель начинает вести самостоятельную игру, одновременно развивая экспансию в Азию и Европу.
Напомним, что если в 1970-х годах на Европу приходилась почти половина его нефтяных поставок, то к 2010 году эти объемы сократились до 10%, а в 2014 году составили всего 8%. Ситуация изменилась в прошлом году, когда саудиты решили наращивать масштабы своего экспорта в Европу. В поисках новых рынков сбыта Саудовская Аравия начала поставки в Венгрию, Польшу, Швецию, которые являлись традиционным регионом сбыта российской нефти. Пока эти объемы невелики, чтобы влиять на рынок, но создают угрозу российскому экспорту. В частности,
конкуренция привела к тому, что российской «Роснефти» пришлось снизить объем продаж
Судя по всему, Эр-Рияд намерен превратить Польшу в плацдарм для расширения в регионе своей деятельности. В частности, в Гданьске, саудовские трейдеры активно формируют фонд складских мощностей для хранения нефти, что позволит им ускорить поставки восточноевропейским покупателям. Выход саудитов на нефтяной рынок Европы грозит обострением конкуренции и толкает цены к обвалу. Европейские НПЗ все больше переходят на саудовскую нефть. По экспертным оценкам, Саудовская Аравия может безболезненно для себя добавить на европейский рынок около 1 млн баррелей в сутки, что приведет к снижению почти на треть на нем доли не только России, но и Казахстана.
Саудиты стали выбрасывать на рынок не просто дополнительные объемы сырья, а по ценам значительно ниже региональных сортов нефти в Азии, Европе и США. Международный валютный фонд (МВФ) еще в октябре 2015 года подсчитал, что
королевство сможет жить как теперь максимум еще лет пять. Затем его финансовые резервы иссякнут
В стране уже складывается непростая финансовая ситуация. Так, если в 2014 году дефицит бюджета Саудовской Аравии составлял 1,5%, то по итогам прошедшего года (по расчетам МВФ) он может превысить 20% ВВП. Кроме того, расходы на войну в Йемене и участие в сирийском конфликте усложняют ситуацию, как, впрочем, и затраты, связанные с поддержанием уровня жизни саудовцев и сохранением валютной привязки риала. Все это требует огромных финансовых затрат.
На бездефицитный бюджет Саудовская Аравия теперь может выйти, по оценке МВФ, только при стоимости нефти в 106 долларов за баррель.
В интервью британскому The Economist Наследный принц Мухаммед бин Салман заявил о возможной продаже доли в контролирующей добычу более 10% мирового рынка компании Aramco в интервью британскому The Economist.
Министр финансов королевства Ибрагим Аль-Ассаф сообщил о сокращении бюджетных трат в сфере образования, здравоохранения и инфраструктурных проектах. К числу последних относится и строительство корабельной верфи мирового класса, на которой должны разрабатываться, строиться и ремонтироваться морские буровые платформы, коммерческие и сервисные суда. Трудности могут замедлить и строительство метро в столице страны, оцениваемого в 22 млрд долларов. По словам министра нефти Али аль-Наими, власти продумывают и возможность повышения стоимости энергоносителей внутри страны. К примеру, субсидии на топливо составляют около 20% ВВП, галлон (3,79 литра) бензина здесь стоит около 0,5 доллара.
Вызывает вопросы и политическая устойчивость страны. В королевской семье сложилось два претендующих на власть клана и в случае смерти нынешнего короля и ослабления центральной власти в стране могут начаться беспорядки, организованные как шиитскими лидерами, так и радикальными исламскими группировками. Падает и благосостояние: безработица саудовского населения достигает 12%, а среди молодежи – 30%.
Дополнительную остроту ситуации придает то, что почти вся нефть королевства находится на территории компактного проживания политически и социально дискриминируемых шиитов. Французское издание Boulevard Voltaire пишет: «В Эр-Рияде сейчас идет борьба за власть. Радикалы призывают к джихаду против неверных, а ваххабитская королевская семья столкнулась с напряженностью в отношениях представителей разных поколений. Никто не знает, кому в итоге удастся взять верх».
Американский центр Stratfor предсказывает возможный распад Саудовской Аравии на 3-4 государства, как и было до образования королевства 85 лет назад