Гульсум Алдонгарова — режиссер и автор необычных курсов по актерскому мастерству. Она говорит, что девиз актерского мастерства звучит потрясающе и его можно применить ко всем сферам жизни: «Видеть, слышать, понимать, действовать в предлагаемой ситуации». Оказывается, именно этого нам абсолютно не хватает. Сейчас мы живем в очень сжатых, динамических и зачастую драматических условиях. Она утверждает: чтобы быть человеком интересным, важно быть не только раскрепощенным, но и гармоничным. А этого достигнуть очень сложно.
— Гульсум, скажите, как можно в себе воспитать то, что неконтролируемо?
— Это контролируемо. Но у нас просто нет привычки, нет инструментов. Есть хорошие инструменты – йога. Когда вы медитируете – отрешаетесь от всего суетного. Но актерские инструменты можно применять, чтобы отслеживать свои эмоции, чтобы понимать, ваши это установки или не ваши. Когда мы говорим об эмоциональных установках, хочу сказать: что прокатывает в Финляндии, здесь абсолютно не прокатывает. То, что в Финляндии достаточно делать с людьми, чтобы они раскрепостились, здесь недостаточно. Люди закрываются еще больше.
— То есть наш человек зажат.
— Очень. И это как раз выражается в телесном напряжении. Язык актерского мастерства – это не вербальный язык. Это язык нашего тела. Мы нравимся или не нравимся друг другу не по каким-то интеллектуальным заявлениям, а по тому, насколько мы подсознательно считываем друг друга. Если я вам доверяю, я буду с вами общаться. А если не доверяю, то какие бы вы умные мысли не говорили, я с вами не буду общаться. Потому что у меня даже нет установки на общение с вами. То есть ваше тело говорит о том, что вы неискренни. И я закрываюсь. На самом деле наше общение зависит от того, насколько мы эмоционально друг друга воспринимаем. Эмоции всегда считались окрасом мысли. На самом деле эмоции гораздо древнее и фундаментальнее. И
мы мыслим так, как нам разрешают наши эмоции. Если у меня установка на негативное восприятие жизни, я буду видеть только негативное
— Даже в обычной жизни он видит то, что его ужасает.
— Да. Вы знаете кучу людей, которые живут хорошо и ноют постоянно. Есть люди, у которых нам кажется, что не все хорошо, но они жизнерадостны. И у них все получится. Есть несколько видов. Наивный мечтатель действительно не видит реалий жизни. Он живет в параллельном мире. То, с чем мы сталкиваемся… Родители приходят и говорят, что ребенок уходит в параллельный мир. А он уходит, потому что ему скучно здесь. Потому что здесь установки, несовместимые с его личностью. Потому что мы не слышим своих детей. Я недавно была в гостях у своей знакомой молодой женщины. И она раздраженно говорит: «Черти ровную зеленую линию». Ребенок учится. Важно, чтобы у него установка на учебу была положительная. Когда мы вот так относимся к своим детям, не понимая, что перед нами индивидуум, то мы его уже убиваем. Знаю, что масса людей со мной не согласится. Это элементарное воспитание. Это очень плохое воспитание. Сейчас время показывает, что мы движемся не в том направлении. Если раньше родительские установки нам помогали, потому что время двигалось медленно. Если нам раньше говорили – поклоняйся богатому, то сейчас этот богатый в течение вашей жизни может 100 раз обеднеть. Эти установки сейчас не работают, потому что время стремительно меняется. Мы живем в удивительную эпоху интернета. Но у нас нет инструментов, чтобы получать эти знания из интернета. Потому что у нас нет установки на эти знания. А понимание – это действительно сила. Я с грустью смотрю, как меняется реформа образования. Мы все больше уходим от эмоционального воспитания ребенка. Я не говорю, что у нас в семье нет правильных установок. Но опять же школа… Все смеются, когда я привожу в пример своих любимых финнов. Я там давно была. Но я не думаю, что они поменяли эти установки кардинально. Они много взяли из советской системы образования, но внесли свои коррективы. Там, когда ребенок ходит в школу, у него 5 вариантов контрольной по математике: от самой простой до самой сложной. И он сам решает, какую выбрать. И он получает «пять» за любой вариант. Точнее, у них нет пятерок — есть «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Это звучит мягче, чем оценка. Оценка категорична. Мы, когда ставим оценку, тоже не учитываем ее эмоциональную сторону. И родители не знают, за какой вариант он получил «пять».
— Так ребенок же всегда будет выбирать самый простой вариант!
— Нет. Он будет всегда ориентироваться на себя. В современном мире очень важно выбирать ношу по силам, возможностям и желаниям. Потому что мир очень стремительно меняется. И когда вы наращиваете ребенку мускулы интеллектуальные, вы забываете, что большую часть занимает эмоциональная сторона. Норберт Винер, основатель кибернетики, приводил такой пример: компьютер учили считывать голосовые команды, например, 2+2. Когда мужчина говорил, компьютер выдавал ответ. Когда говорила женщина, компьютер ломался. Они не могли понять, в чем дело. Потом нашли. Оказывается, запись женского голоса занимает в 2 раза больше места.
— Это означает, что у женщины эмоции?
— Мы говорим – тональность, женщина глубже. Но это и есть кибернетика. Это означает, что женщина – это в 2 раза больше информации. То есть, если мы уберем эти замечательные сантименты, то женщина говорит в 2 раза больше информации. И половина ее — это эмоциональность. Недавно одна из моих учениц, сказала: «оказывается, мужчины воспринимают женский голос тем местом в мозге, которым слушают музыку». Мужчины чаще всего слышат именно эмоциональный посыл. И дети тоже. Ребенку важен эмоциональный посыл.
— Сейчас в основном на всех курсах и лекциях – женщины. Чем это вызвано?
— Я думаю, тем, что женщина дает жизнь. И бессознательно она старается быть в курсе этих мейнстримов, трендов. Это одна установка. Правильная установка. Другая установка, что женщина сейчас нацелена на успех. Но если мы возьмем русский язык, то слово «успех» от слова «успеть». А слово «ум» от слова «уметь». Есть образование, есть ум. Есть человек образованный, а есть умный. Умный гораздо больше, чем образованный. Потому что он умеет применять эти знания. У меня первое, хоть и неоконченное, образование — филологическое. Я с удивлением обнаружила, как язык точно отслеживает наши ментальные энергетики. Как мы говорим, такую мы жизнь и получаем.
— Глядя на своих знакомых, прекрасных умных женщин, я понимаю, что эти курсы им зачастую не помогают в личной жизни. Они учатся рисовать, петь. То есть становятся все совершеннее. Но при этом нет простого женского счастья. Они не могут создать семью. Найти достойного, по их мнению, человека. Что мешает? Может, лишние знания мешают?
— Никогда. Важно, как мы их усваиваем. Они действительно верхушка. Это эволюционное развитие человека. Интеллект возник тогда, когда человек попал в очень сложную ситуацию. Изменился климат, поменялась флора и фауна. В ответ на это возникает интеллект. И наш интеллект работает в обратную сторону. Мы отслеживаем опасность, критически видим недостатки у других. И совершенно не видим собственные. Вот актерский инструмент позволяет видеть собственные недостатки и понять, что мешает их устранять. Дело в том, что наш мозг весит 1/7 от массы тела, а потребляет 25 % всей энергии. Чтобы мозг работал, нужно колоссальное количество энергии, и поэтому мозг любит схемы. То есть вы услышали схему, она правильная, вы ее усвоили. То есть мозг работает сам на себя. Я думаю, что проблемы этих женщин в том, что они не применяют эти знания. А неприменение и есть эмоциональные установки. Когда мы объясняем ребенку, насколько важно применять эти знания, он будет их применять. И жизнь этих женщин изменится. Я сама преподаю и вижу, как у женщин горят глаза первые 2-3 занятия. Потом они начинают сердиться. Потому что они думают, что усвоили эти знания и будут автоматически работать. Даже сейчас опыты показывают, чтобы человеку решить математическую задачу, ему разрешение приходит издалека, из эмоциональной сферы. А если это разрешение не приходит, он не может решить эту задачу. Настолько важны эмоции. А эмоции – это не только то, что мы чувствуем, а еще и то, чему нас научили. Когда мы видим слабого мужчину, мы считаем, это плохо. На самом деле любой человек может быть слабым. Но у нас установка, что мужик должен быть, как супермен.
— Должен ходить с гаечным ключом, ремонтировать кран, дрова рубить.
— Когда я женщинам показываю это, им очень не нравится. Я всегда говорю, что мои курсы не для слабых людей. Я предупреждаю, они хлопают глазами и думают, что они сильные. А сильный – тот, кто признает свои недостатки и работает.
— То есть он готов меняться.
— Конечно. В этом и есть установка. И в этом сыграла наша установка на образование. Когда ребенок идет в школу и получает «пять», его хвалят. Хвалят не за знания, за оценку. Эта установка неправильная. Мама не спросила…
— А за что ты получила «пять»?
— И сколько человек смогли решить? Маме важно, чтобы она была единственной. Мы уже воспитываем эмоционально одинокую личность, которой не с кем разделить победу и радость. А, казалось бы, простая вещь – оценка за контрольную. Вот она, установка человека на соревнование. И установка из позапрошлого века, что человек человеку – волк. Сейчас интернет так поменял мир. И многие могут успеть, если у них есть инструмент и они знают, что в этом интернете искать. У жестких матерей дети, когда вырастают, особенно мальчики, они часто пропадают в казино. Потому что им нужен успех.
— Хотя бы такой.
— Да. И к вопросу об игре. Что такое игра? Когда мы не даем ребенку доиграть, хватаем его из пеленок и даем ему формулы, мы поступаем очень невежественно. Потому что в игре ребенок примеряет на себя будущую жизнь. И то, что у нас нет культуры игр для детей, а все садики под одну гребенку, это опасно. Все должны ложиться в 2 часа. Но не все могут. Если у вас очень прыгучий ребенок, вы просто одеваете его в комбинезон, отводите в сад, где он в грязи валяется, скачет, ест, когда хочет. Мне кажется, это более правильно. Не все дети могут выдержать такой режим. Потому что, когда мы навязываем какую-то модель, мы решаем вариативности эту жизнь. Когда наступают тяжкие времена, у нас нет ответов. Потому что мы не готовы. И у нас нет людей, которые готовы экспериментировать, взять на себя ответственность. Все сидят и ждут, что скажет начальник.
— А что нужно делать? Нужно на себя примерять эту ответственность?
— Обязательно. Я вам говорила о Викторе Франкле. Это мой любимый психолог. Потому что актерское мастерство невозможно без психологии: это не прыгать, скакать, давать посылы и держать ритм. А актерское мастерство идет от себя. Гамлет может быть, как у Смоктуновского, а может быть, как у Мела Гибсона. Хотя слова и интеллектуальные данные одни и те же.
— Эмоциональная составляющая разная.
— Одна вас может двинуть на позитив, а другая ввергнуть в депрессию… Возвращаюсь к Виктору Франклу… Это человек, попал в концлагерь, будучи евреем. И он думал, что его сожгут в печке. Но его не сожгли. И миру повезло. Он был в бараке среди толпы тощих несчастных людей, влачивших свое существование. И он сказал: «Какому психологу могло так повезти, чтобы он оказался в таких экстремальных ситуациях»? А до этого он занимался подростковыми суицидами. И он как нормальный ученый вывел статистику. Он понял, что первыми в концлагере умирают бюрократы. То есть наши начальники умерли бы первыми. Крепче оказались крестьяне, которые оказались экологически чистые. С солнцем встают. Еще крепче оказались рабочие и шахтеры, которые в труде, под землей. Еще крепче была техническая интеллигенция – очкарики с вычислениями. Еще крепче оказалась богема – вечно голодные художники, неудовлетворенные писатели. Самыми живучими оказались священники. Когда я это рассказываю, люди говорят: «Что значит вера в Бога!» Я говорю: «Подождите. Вера в Бога – это великая вещь. Я даже спорить не буду. И Франкл этого не отрицает». Дальше он проделал эксперимент. У немцев порядок – это все. Люди там тяжело работали, мало ели. Но с 8 до 9 у них был личный час. В бараке тускло горела лампочка. И каждый мог горевать, давить клопов. Потом эта лампочка выключалась. Все шли спать. А утром все шли на свои тяжкие работы. Франкл сказал: «Мы все умрем. Кто-то раньше. Кто-то позже. Но постарайтесь в этот час делать то, что вы очень хотели делать в жизни, но у вас не было времени или еще что-то». И барак стал рисовать, писать. Делать это с удовольствием. И вы знаете, выживаемость по лагерю была 15%. А выживаемость его барака дошла до 90%. Независимо от того, бюрократ это или художник.
— Только потому, что человек этот час посвящал себе?
— Своим желаниям. Люди понимали, что жизнь может закончиться в любой момент. И конечно они там не просто сидели и ногти красили. Хотя, наверное, кто-то и так делал. Если нравится, нужно это делать. Я думаю, они писали. Излагали свои важные мысли. Общались с любимыми. То есть эмоционально были настроены по-другому.
— Что значит правильный эмоциональный настрой. Думаю, что мы с вами еще встретимся. Наши встречи полезны. Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь