Проповедницы мусульманской религии «от народа» приобретают все больше влияния на женщин Узбекистана. Без них не обходится ни один домашний обряд.
Мамура Хайдарова — домохозяйка, ей 63 года, живет в одной из традиционных махалли Ташкента. Она два раза в год приглашает к себе домой гостей, где собирает подруг и соседей. Такое женское собрание называется «гап» — «общение» в переводе с узбекского. Мамура накрывает стол, готовит блюда и сладости.
— На это собрание приглашаем отин, которая читает суры из Корана и потом мы все вместе молимся, -рассказывает Мамура.
Самый главный гость мероприятия –это отин, без которой праздник не имеет смысла. Отин или отин ойи – так называют в народе женщин-проповедниц религиозных норм и традиций. У них особый статус и авторитет. Муккадам Ибрагимовой 65 лет. Все свое время она посвящает чтению Корана — потом объясняет женщинам его толкование, дает наставления. Все внимательно слушают, никто не может перебивать её.
Муккадам-отин утверждает, что проповедницы учатся в медресе. Читают Коран, толкуют его, наставляют простых людей на путь истины, рассказывают о пророке. В этом и заключается истинное предназначение отинов.
Муккадам тридцать лет проработала в роддоме медсестрой. Говорит, что будучи на пенсии тяжело заболела – тогда-то и обратилась к религии, прося помощи в исцелении. Муккадам уверена, что выздоровела только благодаря всевышнему Аллаху.
Ее молитвы были услышаны и она в знак благодарности решила всю оставшуюся жизнь посвятить служению Богу.
— Когда-то по телевизору обучали арабской грамоте, с тех пор помню алфавит. Взяла в руки Коран, внимательно изучила каждую букву. После этого обучалась у авторитетного священника,- рассказывает отин о своем религиозном образовании.
В дореволюционном Туркестане все женские мероприятия проводились с участием отинов. Это, как правило, были дочери ходжей и сеидов. Религиозное образование получали в семье. В советское время религию не поощряли, поэтому ислам сохранился среди женщин во многом благодаря деятельности проповедниц – женщин-отинов. Открыто об отинах снова заговорили в конце 80-х. С началом процесса перестройки в 1985 году в Советском Союзе началось возрождение ислама в Узбекистане. Взрослые мужчины и женщины теперь могли открыто совершать намаз и проводить религиозные обряды дома. Процесс исламизации усилился, когда распался СССР. В переходный период в стране появилось много мечетей, мужчины массово начали посещать их. Теперь мулла стал авторитетным и уважаемым гостем в любой узбекской семье.
В женской половине населения роль проповедницы на себя взяли возродившиеся религиозные авторитеты — отины. Если в советское время они помогали семьям, потерявшим своих родных, организовать похороны или свадебные, семейные мероприятия, то сейчас читают суры из Корана, изъясняют некоторые положения хадисов. Когда наступает Рамазан, семьи, которые держат пост, организуют ифтары — вечерный прием пищи, и в первую очередь приглашаются отины.
У отин в узбекском обществе есть серьезные конкуренты – фольвины или прорицательницы, как они сами себя называют. Зачастую отинов путают с фольвинами, так как они тоже используют Коран в своих обрядах.
Гульбахор односельчане называют по-разному: кто отин, кто табибом, но большинство знают её как фольвин. Гульбахор говорит, что не имеет значения, как ёе называют.
— Каждый день я принимаю больных. Советую им как могу. Иногда лечу больных, используя рецепты народной медицины. Снимаю порчу, но при этом читаю суры Корана, — рассказывает фольвин Гульбахор.
В кишлаке, где нет медицинского пункта, Гульбахор выполнят функции врача скорой помощи. Кроме больных к ней приходят предприниматели и обычные односельчане со своими проблемами бытового и психологического характера. Врачей психологов в здешних краях никогда и не видели.
Однако Муккадам называет таких женщин не иначе, как слугами шайтана.
— Отины наставляют на чистоту, честность, на всё положительное. А фольвины связаны со злыми силами, ислам осуждает это, — говорит Муккадам.
Об отинах нет единого мнения. Некоторые считают, что для добровольных проповедниц это не больше, чем способ самовыражения и заработка. Другие называют это народной формой ислама. Но без отинов не обходится большинство традиционных ритуалов, связанных с рождением ребенка, свадьбой или похоронами.
Марфуа Тохтахаджаева – автор, исследователь положения женщин в Узбекистане в постсоветскую эпоху. В своей книге «Между лозунгами коммунизма и законами ислама» она называет отинов проводниками традиций. Марфуа считает это явление тревожным – ведь возврат к традиционным ценностям — это отказ от модернизации.
— Сегодня их появилось очень много, причем это не только молодые женщины, которые окончили религиозные школы. Это и те, кто утверждает, что в их жизни произошло нечто (болезнь или беда с родными), после чего они во сне увидели свое предназначение. Подобные истории всегда похожи,- комментирует ситуацию Марфуа.
Отины разные по социальному составу и по уровню образования. Среди них есть бывшие преподаватели, актрисы, даже номенклатурные работники. Главное в этой профессии — хорошим голосом нараспев читать суры Корана и иметь навыки ораторского искусства. Тогда они могут завоевать публику и, конечно же, получить хорошую оплату за свою службу.
Еще одна причина популярности отин в том, что в Узбекистане женщинам нельзя посещать мечети наравне с мужчинами
По данным комитета по делам религий Узбекистана, в настоящее время в стране действуют свыше двух тысяч мечетей. В 2009 году в Бухаре были две мечети, куда ходили женщины послушать проповеди перед пятничной молитвой. Но вскоре власти запретили женщинам посещать их. Религиозные деятели объясняют, что согласно хадисам (высказывания пророка Мухаммада и его деяния), если мужчина читает молитву в мечети, ему зачтется 26-кратный савоб — доброе дело, а женщине, читающей молитву дома, 27-кратный. Но некоторые положения хадисов утверждает обратное:
«Не запрещайте женщинам посещать дома Господни — мечети; «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома – это лучшее для них».
Женщины Узбекистана могут совершить хадж в Мекку, в 2015 году можно было наблюдать большое количество мусульманок, отправляющихся в Саудовскую Аравию. Всего в этом году в Мекке побывали 5200 паломников из Узбекистана. Как бы то ни было,
отины сегодня отдельная социальная группа, и это факт. И тогда, и сегодня они имеют сильное влияние на верующих женщин
По словам исследовательницы Марфуа Тухтахаджаевой, в стране все меньше печатается книг, меньше светского общения, даже на гапы (женские собрания, которые устраивают женщины) очень часто приглашают отин, чтобы она вела беседу, как-то связывала людей. Конечно же, без религиозной пропаганды тут не обходится. Но свобода вероисповедания у нас гарантирована государством, это запретить никак нельзя, но тем не менее процесс пошёл в строну традиционализации, через отин», — говорит в заключении Марфуа Тохтаходжаева. Согласно данным комитета по делам религий, в настоящее время в Узбекистане официально зарегистрировано свыше 2220 религиозных организаций, 16 различных конфессий. Подавляющее большинство – свыше 90% от общего количества – составляют мусульманские организации. В республике действуют свыше двух тысяч мечетей. Здесь проживают также христиане, которых 9% от общего числа жителей (православные, католики, протестанты), и иудеи. Всего в Узбекистане на данный момент проживает 31 млн человек.