Метод продажи Air Astana — народное IPO, срок — около 2-х лет. Таким компромиссом завершились жаркие споры по вопросу будущего авиакомпании Air Astana.
Министерство национальной экономики (МИР РК) опубликовало список объектов приватизации, в который вошли 65 компаний, в том числе и Air Astana, руководство которой очень просило правительство сохранить ее статус-кво.
Когда в конце сентября 2015 года на брифинге в СЦК заместитель премьер-министра Бакытжан Сагинтаев сообщил новость о приватизации 60 крупных госкомпаний, все восприняли это спокойно. Воспротивилась только Air Astana.
Дело в том, что потенциальными совладельцами Air Astana мог стать национальный перевозчик Катара компания Qatar Airways. Слияние британской BAE Systems (которой принадлежит 49% акций) и катарской Qatar Airways рассматривалось некоторыми почти как «конец света». Все сотрудники Air Astana получили по Watsapp сообщения с призывом к протесту и защите своих интересов:
«Так может закончиться 13-летняя история независимой, одной из самых успешных и динамичных авиакомпании мира, региона и страны, – говорилось в сообщении. – Будьте готовы протестовать и отстаивать свою независимость, труды своей работы и будущее нашей страны и компании… Мировой финансовый кризис и коррупция точат даже самые успешные компании, но вместе мы можем этому противостоять и добиться независимости и безоблачного будущего…»
Практически одновременно в ряде СМИ появились публикации негативного содержания о возможных последствиях такой сделки: мол, продажа авиакомпании нежелательна, так как тогда она не сможет выполнять международные рейсы в иностранные государства. Только благодаря доле государства компания не ограничена в правах на выполнение международных рейсов.
В общем, главный республиканский авиаперевозчик не пожелал иметь стратегического партнера в лице Qatar Airways и принял, вероятно, все возможные меры, чтобы этого не допустить.
Комитету гражданской авиации пришлось отреагировать на ситуацию распространением пресс-релиза, в котором сообщалось, что Air Astana не включена в перечень предприятий, предлагаемых к передаче в конкурентную среду.
И все же Air Astana осталась в списке приватизируемых объектов. В Министерстве национальной экономики пока никак не объяснили, почему несколько раз меняли решение относительно авиакомпании.
Зато изменился способ приватизации. Теперь это будет не просто продажа доли компании от одного государства другому —
51% акций Air Astana продадут с помощью народного IPO
По мнению руководства компании, это отличное решение — возможно, потому что
подготовка к такой продаже займет 2 года
Кажется, британских акционеров Air Astana из BAE System это полностью устраивает. Хотя внутри компании подчеркивают, что есть и другие причины радоваться: ведь только при условии, что эффективный контроль над авиакомпанией будет принадлежать либо Республике Казахстан, либо ее гражданам, не будут ограничены права на выполнение международных рейсов в иностранные государства согласно межправительственным соглашениям о воздушном сообщении.
Как бы то ни было, соломоново решение принято — Air Astana продадут. Народу Казахстана. Но нескоро.