Величайшим открытием 20 века стало поселение Ботай, где впервые была одомашнена лошадь. Исследователи считают это событие началом зарождения цивилизации. Так ли это на самом деле, расскажет археолог Виктор Зайберт.
— Виктор Федорович, можете рассказать предысторию этого открытия?
— В этом повинна наша казахская степь. За 10 лет до 1980-го года я сделал свое первое открытие о сакской культуре, которая позже стала известна всему миру. Мы исследовали более 200 стоянок каменного века в степях Казахстана.
— В каком году начались эти раскопки?
— В 1975-м, когда начали комплексную экспедицию. Руководил ею мой первый учитель Геннадий Борисович Данович, я стал его первый ученик. Он научил меня не только археологии, но и тому, как нужно воспринимать духовный мир, расширил мои горизонты в литературе, поэзии, педагогике.
— Можно сказать, что именно это способствовало открытию?
— Безусловно. В первую очередь это способствовало моему интересу к археологии. Первая специальность, которую я приобрел в этой области — реставрация археологических коллекций. Я прошел школу в Москве: в Эрмитаже, историческом музее, лабораториях Кремля, музее Пушкина и основательно подготовился к встрече с неожиданными предметами, чтобы не разрушить, а сохранить их.
— Правильно интерпретировать.
— Да. Вопросы культурологии в этом первостепенные.
— Как произошло открытие Ботайского поселения?
— В 1969 году, будучи в разведке у села Никольское на реке Иманбурлык я издалека увидел красивое место – лес, берег реки, но подойти к нему поближе не было времени, надвигалась ночь и нужно было спешно определить место для ночлега. А на следующий день наша команда уехала в Атбасар на 10 лет.
В мае 1980-го года мы заканчивали Атбасарскую культуру. Я поручил своим ребятам поехать туда и они вернулись с находками — фуражками, наконечниками стрел, керамикой, костяными предметами. Обычно археолог по массе уже может дать характеристику памятнику. А тут сразу отработанные типы орудий. Говорят: «Виктор, вот что мы нашли. Поселение было разрушено, но мы собрали…». А я их уже не слушал, в сознание поступаля информация. Мы тут же собрались, поехали в село Никольское, стали копать – и сразу же пошел материал.
— Каким веком датируется Ботайское поселение?
— Самая последняя дата – 4-е тысячелетие до нашей эры. Получается, 6 тысяч лет назад. Это была еще неолитическая культура. Атбасарская эпоха началась 10 тысяч лет назад и закончилась в 3-м тысячелетии. Ботайская эпоха началась в эпоху неолита. То есть в степь пришли инновации, возможно, с новыми людьми, которые сумели одомашнить лошадь.
— А чем это доказывается?
— Все началось с огромного количества находок. В первый же день мы нашли более 60 тысяч находок. В лесу, где мы разбили лагерь, кучами лежали находки. Стони тысяч лошадинных костей.
Это нас очень удивило. Мы приступили к исследованию, разложили все по типам, получили много интересного. Неизвестными предметами для нас оказались двуножные, треножные застежки пут для лошадей. Тогда я поехал к коневоду, посмотрел его оснащение, провел аналогию и понял, что изменился только сам материал: если современные люди использовали палки, то древние люди все делали из костей.
— То есть за тысячи лет ничего не изменилось?
— А зачем меняться, если система ухаживания за лошадьми осталась прежней, также как и обиход.
— На ваш взгляд, все это было разработано именно на Ботае?
— Находки были изучены под микроскопом. Из этнографических материалов мы вычленили проколки для кастрации лошадей. Позже в 7 веке до нашей эры оленеводы переняли эту систему у коневодов. К слову, эти древние приемы разведения оленей сохранились и в северной таежной зоне.
— Я слышал, что сохранились и остатки кумыса. Разве такое возможно, чтобы кумыс хранился 6 тысяч лет?
— Первое обобщение своей работы я сделал через 5 лет после того, как закончил первую статистику. Тогда мы перебрали 176 тысяч артефактов. И хотя в то время еще не было компьютеров, нам удалось предугадать систему учета. Сегодня все эти таблицы вписываются в систему компьютера, которой мы пользуемся.
Мы сделали это открытие в 1980 году. Через 2 года, когда мы сообщили это в Москве и Алма-Ате, нам не поверили и сказали — собирайте симпозиум. В 1983 году мы собрали более 100 ученых Советского Союза на Ботае. И на одном из участков антропологи из лаборатории Герасимова Московского антропологического института своими лопатами раскопали первое погребение, место коллективных захоронений – костяки.
Через некоторое время в подвальной стене жилища был обнаружен череп в маске. При вскрытии он оказался трепанированным еще при жизни человека.
— То есть была сделана хирургическая операция на черепе человека при жизни? Это сложнейшая операция.
— Один из современных докторов наук, приехавший осмотреть находки, сказал, что это было сделать нереально.
— Хорошо, это московские исследователи. А что говорят в мировом сообществе? Я слышал, что официально признано, что лошадь были приручена в Ботае.
— К нам приехали специалисты из Великобритании и США. Они начали исследование по своим методам и подтвердили.
— Какой метод, например?
— Радиоуглеродный анализ. В химико-биологических мировых лабораториях Бристольского университета высеяли молекулы кумыса из стенок сосудов. За много лет, хотя жирность кумыса составляет не более 1,5 %, в емкости накопились жировые молекулы.
— Фактически кумыс там был.
— Да. И я вдруг понял: в энеолите сосуды были удлиненной яйцевидной воронкообразной формы, чтобы их было удобно держать ногами во время доения. Получается, для доения использовался один и тот же сосуд, поэтому даже нежирные молекулы были высеяны.
— Некоторые заявляют, что раз лошадь была приручена на Ботае, то фактически там произошло зарождение цивилизации. Вы как считаете?
— Это стало новой эрой, которая была открыта с одомашниванием лошади. Тогда для человека сесть и объездить лошад было равносильно тому, чтобы улететь в космос на космическом корабле. Как говорит мой коллега из Штатов Дэвид Энтони – это был космический корабль древности.
С этого момента резко усилилось восприятие мира. Человек почувствовал себя птицей, сократились расстояния. Представьте всадника, который летит по степи со скоростью 27 км/ч. Горизонт ковыльной степи сливается с облаками – это казак, это конники-лебеди. Сразу же возникает аллегория в восприятии мира. Именно этот факт повлиял на все составные жизни — материальные и духовные.
Началось формирование календарного цикла, понимание какие элементы природы нужно использовать. Сразу понадобилось капитальное жилье. И оно было создано. Потомком того ботайского жилища является казахская постройка – шошала.
— То же строение.
— Абсолютно. Только немного изменилось структура перекрытия. Причина тому — воздействие иранско-европейской черты в позднем ботайском периоде. К тому же современные казахи пользовались уже принципами русской постройки. Когда в 1980 году мы начали строить жилище в натуральную величину и через 13 лет оно стало заваливаться, мы снова его раскопали и получили идентичную стратиграфию с древним жилищем. Через 13 лет цикл закончился.
— Мушел.
— И несколько лет назад наши ученые-этнографы привезли фотографии жилища из Китая. Я смотрю, перекрытие ботайское. Значит, современные казахи и весь западный Китай использовали этот принцип, который сегодня известен как литературный и архитектурный прием дарбази. Также он известен на Кавказе, на Памире, в других закрытых для степного пространства нишах.
— Говоря о преемственности, как ботайцы связаны с нынешними жителями степи – казахами?
— Я сейчас жду результаты генетических анализов из Института генетики. Я думаю, это одно население, метисация которого началась в 4 тысячелетии. Вы представляете, какие это территории – евразийские степи и сопредельные им?
Трансформируясь в системе взаимодействия, ботайцы уже тогда разработали систему экзогамии. Это четко выявлено в исследовании более 100 жилищ. Находили жилища с одним, двумя, тремя очагами.
— То есть токалки были.
— Да, и не только. После возвращения с зимних пастбищ появлялись новые семьи, зарождались новые очаги. Потом старейшины отселяли молодых.
— Существует ли прямая связь казахов и тюрков с ботайцами?
— Календарный цикл, традиции в разных сферах жизни не изменялись с ботайского времени.
— Вплоть до современности.
— Да. Археологические культуры формируются по определенным принципам и имеют свои названия, существуют независимо от исторического контекста. Часто археологов мало интересуют факторы, но суть в том, что в андроновской культуре эпохи бронзы никогда не искали исторический контекст, предшествующий этнокультурными элементами. А они существуют.
— То есть было какое-то предшествующее развитие, оно планомерно привело…
— Не совсем планомерно. Новая культура возникает не на пике старой, а потому что возникает необходимость. Когда отслеживается закрытый календарный цикл, тогда сами Боги нам помогают в этом.
Традиционная культура передавалась из поколения в поколение. Для примера возьмите китайскую древнюю культуру, которая уже много тысячелетий остается без изменений. Потому что выработанный один раз календарный цикл никогда не разрушался.
Великая степь имеет постоянные раздражители. Два постоянно меняющихся фактора – климатический и демографический.
— Или напал кто-нибудь.
— Эти факты заставляли измениться культурные явления. Поэтому в конце 3 тысячелетия начинается очень сложная для евразийских степей, для мировой обстановки климатическая фаза — сухой климат. Травостой в эпоху Ботай достигал 2 метров, лошадей не было видно. Затем наступил кризис — степи высохли.
Это привело к переменам. Часть населения здорового стала искать новые места, а старики остались и перешли на новый уровень культуры. Предположим, если ранее занимались коневодством, то теперь — рыболовством и охотой. Начинается депрессионный период. И в это время появляются новые Боги. Культ Солнца – Атон Ра со стрелами отображен в виде диска с лучами, на конце ручка в виде зубов. Такое изображение было найдено в Ботае.
Население воспринимает новых Богов, появляется новый культурный элемент, новая культура. Археологами она воспринимается как новая. Но если заглянуть глубже, то это прежнее население, только в новых исторических условиях, люди, которые постоянно меняются.
— Это Ботайская культура. А какое место вообще занимает Великая степь в человеческой цивилизации?
— Самое главное. Эта культура принесла в мир инновации. Коневодство. Сам Кентавр, человек сидящий на коне, возбудил все земледельческие местные локальные общества. Рыболовы существовали в закрытых контактах. Кочевники несли с собой достижения. Самое знаменательное – это изобретение штанов. Их создали именно ботайцы. Потому что без штанов на лошадь не взобраться. Такое заключение сделано на скульптурке, которая имеется в Ботае с моделированными штанами. Изобрели систему кастрации, то есть приручения животного. Это тоже большое открытие. Они разнесли эти достижения по всему миру. Принцип доения, структура постройки жилища, архитектура. Капитальные дома впервые были построены в степи. Круговая купольная архитектура тоже с Ботая — принцип дарбази без опорных столбов. Самые большие жилища на Ботае достигали до 120 кв. м. без единого опорного столба.
— Что еще самое яркое вы бы назвали?
— Очень интересное ювелирное искусство. Часть находок очень близки заманбабинскому типу, известному в Средней и передней Азии. Есть уникальная бусина длиной 3,5 см и диаметром 4 мм. В отверстие посередине входит только игла, не которой шьют портные, а которой пристегивают. Мы с микроскопом заглянули внутрь, там оказалась ниша в виде пещерки. То есть были технологии, которые нам неизвестны.
— Я понял, что список внушительный, с ним нужно детально ознакомиться. Хотел бы поблагодарить вас за такую разъяснительную беседу. Желаю вам еще больше открытий, а для этого — здоровья! Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь