Сколько еще новорожденных должно оказаться на улице, чтобы в республике появились бэби-боксы?
С интервалом всего в несколько дней в Казахстане обнаружены три мертвых младенца – одного малыша нашли 13 января на трассе в Жамбылской области, другого 18 января на трассе Актау – Атырау, третьего 22 января в канализационном люке алматинской областной больницы города Талдыкорган. Но самый большой шок страна пережила 2 января, когда в выгребной яме общественного туалета на трассе Алматы-Ташкент нашли живую девочку – замерзшая кроха уже не могла плакать, но изо всех сил боролась за жизнь, пока спасатели разбирали бетонные стены уличного сортира…
Это только факты, получившие широкую огласку. Сколько на самом деле таких трагедий? Об этом не говорят. Это слишком страшно.
Но удивляет и реакция общества — некоторые готовы оправдывать такие поступки, перенося ответственность с матери на сложные условия жизни:
«А что вы хотите? Их жизненные условия и зверства со стороны государства не оставляют им места для человечности и осознания содеянного, как совершение особо тяжкого преступления. В их понимании уже не осталось ничего, что может их встряхнуть и заставить осознать – только звериное ощущение своей выживаемости».
«Вы посмотрите кругом, какой цинизм, девушку, устраивающуюся на работу, просят подписать контракт, в котором оговаривается, что она не будет рожать во время действия контракта! Или, что чаще случается, говорят, что не будут оплачивать декретный отпуск, а сразу уволят».
«Куда мы катимся? Пусть родит и будет нормальной молодой мамой, чем детоубийцей. Как всегда, наверное, родители виноваты (позор, стыд), а ребенка убили и не стыдно. Алла сактасын».
Так обычные пользователи комментируют новость о женщине, выкинувшей младенца на трассе в Жамбылской области…
Противопоставить такой логике можно нашу же историю: например, историю женщины, которая в годы Великой отечественной войны оказалась с младенцем в концлагере и несколько месяцев прятала ребенка в матраце. Война кончилась, а мать и сын, прошедшие настоящий ад, жили и дальше.
Самый простой способ сохранить детскую жизнь – установить бэби-бокс. Это такое специальное устройство, где мать может оставить своего малыша, при этом ее никто не увидит и не будет искать. Чтобы передумать, женщине дается полгода, в течение которых она сможет вернуть ребенка, доказав родство при помощи генетической экспертизы. Если нет – сирота попадает в базу детей, предлагаемых на усыновление.
В разных странах бэби-боксы называют по-разному. В Италии – «колыбель жизни», в Германии – «детский короб», в Японии – «детская почта», в Китае – «островок детского спасения».
«Цель создания бэби-боксов – первоначально снизить число младенческой смертности. То есть ребенок, который родился здоровым, должен жить, в каких бы условиях он ни родился. Эти бэби-боксы будут устанавливаться либо в медицинских организациях, либо в местах, которые имеют хороший доступ и о которых население знает», – так два года назад говорила руководитель отдела Управления здравоохранения Алматы Багдагуль Абдирасилова. Тогда же, в 2014 году, в Алматы планировали установить 10 таких приспособлений, но почему-то передумали. Сегодня Багдагуль Абдирасилова, комментируя вопрос установления бэби-боксов, говорит, что необходимости в них нет, по крайней мере в Алматы:
– В Алматы нет такой проблемы. С целью уменьшения количества брошенных детей различными психологическими центрами оказывается соответствующая помощь молодым женщинам
— Сейчас мы больше работаем с общественными объединениями. Я думаю, результат такой работы то, что у женщин реже возникают мысли избавиться от ребенка. Но если мама в роддоме все же высказывает мысль, что хочет оставить ребенка, с первого дня с ней работают психологи. Еесли она окончательно принимает такое решение, то имеет полное право оставить ребенка, оформив все документы.
– Значит, в Алматы давно не было случаев с детьми, брошенными в мусорные контейнеры?
– Я не помню, когда последний раз в Алматы был такой случай.
– Тогда почему бэби-боксы хотели установить именно в Алматы?
– Потому что Алматы – крупный мегаполис, только поэтому. Очень большой коэффициент рождаемости, очень большой коэффициент внутренней миграции.
Между тем, последний раз о мертвых младенцах в мусорных контейнерах Алматы СМИ писали в 2013. Тогда произошли сразу три шокирующих случая с интервалом в несколько недель. То есть в 2014 году не просто так поднимался вопрос о бэби-боксах — на то были очень серьезные причины.
В нашей стране так и не появилось ни одного бэби-бокса.
Главный аргумент противников бэби-боксов, а самый последовательный из них, как ни странно, – комитет ООН по правам ребенка, в том, что ребенок с момента рождения имеет право на имя, фамилию и на приобретение гражданства, а также право знать своих родителей
Кроме того, некоторые переживали, что «мы лишний раз тратим бюджетные денежные средства не на какие-то большие политические системные изменения, а опять на какие-то маленькие инструментарии?», – так прокомментировала телеканалу КТК идею с установкой бэби-боксов в Алматы председатель правления кризисных центров Казахстана Зульфия Байсакова.
Установка одного бэби-бокса оценивалась в сумму до 6 тысяч долларов, в Алматы их планировали установить всего десять
То есть шестьдесят тысяч бюджетных долларов на десять «маленьких инструментариев» спасения жизни нам показались неподъемной суммой. В общем, минздрав свернул программу, так и не приступив к ее осуществлению.
«Женщин, которые, не заботясь о жизни своего ребенка, отправляют его в мусорный контейнер, немного. В основном матери оставляют детей, если у них послеродовая депрессия, не позволяющая анализировать ситуацию трезво, или когда попадают в трудное положение, или боятся огласки. Для таких возможность оставить ребенка в бэби-боксе будет выходом, – так считают в алматинском роддоме №1. – Находясь перед выбором — убить своего ребенка или отдать в медицинское учреждение – каждая разумная женщина передаст его в бэби-бокс».
За 4 года существования проекта «бэби-бокс» в России было подброшено 33 ребенка, 5 из которых вернули родителям
По публикациям организаторов бэби-боксов, в детоприемниках нередко оставляют детей завернутых, с запасной одеждой, питанием и записками, где записаны имя, вес при рождении и другая информация.
За 10 лет только в одной из коробок Гамбурга в благополучной Германии было оставлено 42 ребенка. Впоследствии 17 матерей связывались с организаторами, 14 из них забрали детей назад.
За 5 лет в Чехии в бэби-боксы подкинули 62 ребенка, в Японии за 3 года – 51, в ЮАР за 10 лет таким образом было спасено 96 младенцев.
Много это или мало? Хорошо это или плохо? Кто способен ответить на этот вопрос?
Пока чиновники думают над ответом. А мы читаем шокирующие новости.