В Алматы стало традицией появление в квитанциях об оплате услуг ЖКХ каких-то неведомых долгов, причем случается это аккурат после того, как в жизни потребителя появляются контролеры показаний счетчиков. Как не попасться на уловку монополиста?
Далеко за примером ходить не надо — автору этого материала поставщики холодной и горячей воды сделали неожиданный предновогодний сюрприз. Суммы долга Холдинг «Алматы Су» и ТОО «Алматинские тепловые сети» выставили хоть и небольшие, зато обидные. Ведь оплата за воду производится ежемесячно, без задержек и строго по показаниям приборов учета.
Итак, сравним. В квитанции за октябрь в графе «холодная вода» никакого долга нет, а в графе «горячая вода» числится переплата.
С разницей в три дня контролеру холдинга «Алматы Су», который, к слову, за последние несколько лет вспомнил о своем абоненте впервые, были отправлены фотографии счетчиков холодной воды с показаниями, которые в сумме составили 289 кубометров, то есть как указано в квитанции. В ТОО «Алматинские тепловые сети» показания счетчиков высылаются ежемесячно 10 числа.
Что мы видим в ноябре? Внезапно появился долг!
Причем по холодной воде долг фантастический: будто потребитель месяца четыре не платил вообще!
Что происходит в декабре? Казалось бы, если возникла какая-то ошибка, она должна быть устранена путем перерасчета, но нет! Наши монополисты не сдаются и продолжают упорно рисовать какие-то неведомые цифры. В итоге в новый год потребитель вступает… должником!
Для понимания, что вообще происходит, потребитель обращается в абонентскую службу Холдинга «Алматы Су», где с оператором по имени Нургуль происходит вот такой диалог.
— 1 202 тенге и 65 тиын долг у вас?
— Ну да, уже второй месяц приходит долг, как контролеры побывали.
— 288 показания внесены контролером в октябре, 258 было оплачено, 1647 тенге долг был, вы оплатили только 8 кубов, еще разница остается 21 куб.
— Подождите, откуда может взяться этот долг, если оплачивается всегда по фактическому потреблению?
— Я вам сверку не делаю, со всеми деталями можете сюда подойти.
— В октябре я заплатила за 10 кубов, никакого долга на тот момент не было, показания счетчиков я лично отправляла вашему контролеру через интернет.
— Хорошо, вы тогда с 2013 года с квитанциями на Жарокова подойдите сверку сделать, так как в 2013 году дифференцированный тариф был закрыт, наверное, из-за этого. Последняя ваша оплата до 266 куба, 354 литра, вы сверку можете сделать только на месте.
Под занавес беседы оператор сообщает, что показания с моих приборов учета последний раз снимались в октябре 2014 года. Но почему это вдруг стало проблемой потребителя?
Во-первых, называемых оператором 258 и 266 кубов потребленной воды в квитанциях потребителя вообще нет! Июль и август, когда счетчики показывали такие цифры, были закрыты по оплате полностью.
Во-вторых, с какой радости абонент должен бросать все свои дела и ехать на сверку в офис монополиста, если история платежей хранится у холдинга в базе данных? Достаточно им самим просто сесть и хорошо разобраться, прежде чем рисовать потребителю мнимые цифры.
Аналогичный разговор состоялся и с оператором абонентского отдела ТОО «Алматинские тепловые сети» по поводу долга по горячей воде.
— У вас в квартире есть счетчик, мы снимаем показания каждый месяц 14 числа.
— Я вашему контролеру лично каждый месяц 10 числа отсылаю через интернет показания счетчиков, а оплату произвожу ранее.
— Видите, у вас в подвале установлен общедомовой прибор учета. Вы, например, даете за декабрь, а мы декабрьскую квитанцию расход даем с 14 октября по 14 ноября. Мы вам начисляем за 8 кубов, а у вас месяцем ранее было 11 кубов начислено.
— В октябре расход у меня 9 кубометров.
— В сентябре у вас последние показания были 77?
— Нет, 79, я за них оплатила. Все логично, потому что контролеру я отправила показания 10-го сентября, а оплатила 15-го, вот еще два куба и набежало, за которые оплата была произведена. И у меня уже пеня пошла, но я не собираюсь это оплачивать.
— Да, пеня пошла, у вас долг идет. Мы начислили.
— Откуда он взялся, если я плачу по счетчикам? Вы мои квитанции поднимите, а не показания вашего контролера.
— Видите, вы месяц вперед оплачиваете, а у нас разница тарифов выходит, поэтому там разница образовалась. Давайте я исправлю.
— Еще объясните мне, как может быть, что в октябре тариф на горячую воду был 107,13 тенге за куб, в ноябре — 289,25, а в декабре уже 387,33? Это у вас такой рост тарифов на 250 процентов что ли?
— У вас в подвале теплосчетчик, который считает расход по дому и температуру воды. И мы с этого прибора формируем цену
— Значит, в октябре вода была чуть теплой. Идет фактический расход. У вас нет долга, у вас только разница, где-то 300 тенге разница идет за октябрь. Разница тарифа, а так у вас нет долга.
А теперь попытаемся перевести на популярный язык то, что складывается из этих двух диалогов.
Вывод первый — монополисты верят своим контролерам, а не потребителям. И даже если видят, что оплата и контроль показаний производились с разницей в несколько дней, поставщики услуг не учитывают, что абонент не перестал принимать ванну и мыть посуду и, как следствие, показания будут разными.
Вывод второй — чтобы не платить лишнее, всегда сравнивайте предыдущую и нынешнюю квитанции. Иначе подмахнете, не глядя, и заплатите мнимый должок, которого на самом деле нет.
По мнению председателя по защите прав потребителей «Помощь и щит» Владимира Рукина,
подобные вещи рассчитаны не только на невнимательных, но и на пассивных людей, которые скрепя сердце и ворча все равно оплачивают то, что не должны
— Мне нравятся принципиальные люди, которые обращают внимание на такие вещи, потому что другие потребители заплатят, не задумываясь. Чтобы такого не возникало, надо просто соблюдать законы. И в первую очередь это должны делать монополисты. По Гражданскому кодексу потребитель оплачивает за фактическое потребление услуг. Никакого прогнозирования, как это любят делать,к примеру, поставщики света, гражданским кодексом не предусмотрено. Все эти мнимые долги, если со счетчиками все в порядке, происходят от несогласованных действий контролеров.
История показаний каждого потребителя хранится в базе данных любого поставщика. Поэтому сверка показаний не составляет для них труда. Было бы желание
Мне неоднократно удавалось добиваться списания накрученных потребителям долгов в досудебном порядке. И неоднократно монополисты признавали свои ошибки. Жаль, что большинство потребителей пассивны и предпочитают, ворча, оплачивать счета, которые им подсовывают, не разбираясь в деталях.