Что будет с нашими пенсиями? Точно никто не знает. 30 ноября в своем очередном Послании народу Казахстана президент страны заявил о том, что Единый накопительный пенсионный фонд должен быть выведен из-под контроля Нацбанка, а в 2016 году пенсионные активы должны быть переданы под управление частных казахстанских или иностранных компаний. Значит ли это, что страна снова возвращается к тому, от чего отказалась в 2013 году? Свою точку зрения на этот счет медиа-порталу 365info рассказал экономист Петр Своик.
Для начала мы обратились к своим источникам в ЕНПФ: как они сами видят свое будущее? Однозначного ответа нет — пока неизвестно, будет ли в этом случае пенсионный фонд расформирован или же только его активы перейдут в управление частных компаний.
— Петр Владимирович, как можно расценивать новую реформу системы пенсионных накоплений?
— Метание. Прежде всего потому, что даже сами участники этого процесса, как вы сказали, пока еще не знают, что будет дальше. Уже долгие годы пенсионное накопительство для правительства — как чемодан без ручки. О чем я говорил неоднократно. С этим чемоданом власть мечется то в одну, то в другую сторону. Например, достаточно давно было понятно, что нельзя управлять пенсионными накоплениями Национальному банку. Потому что тут совершенно очевиден не просто конфликт интересов, но и прямое нарушение конституционного законодательства о Национальном банке, у которого прописаны все функции на счет регулирования монетарного рынка, но никак не участия в неких операциях на этом рынке. Было заранее понятно, что это неправильно, но это много лет существовало, потому что рулил Нацбанком самый умный на свете Григорий Александрович Марченко и только он мог решать вопросы и сохранности пенсионных накоплений, и в каком возрасте мужчинам и женщинам лучше всего выходить на пенсию, и так далее. Теперь метнулись в правильную сторону — убрали из функций Нацбанка управление пенсионными активами.
— Пока еще не убрали, в планах…
— Ну если уж глава государства сказал, то уберут. То есть это тоже метание, но, повторюсь, уже в правильную сторону. В свое время уже метнулись от частного пенсионного накопительства к государственному и централизованному. Замечу, что и это было правильным решением, потому что фактически все накопительство осуществлялось по большей части в государственных заемных ценных бумагах Минфина, то есть все пенсионные фонды все равно выстраивались к прилавку с одним покупателем.
И тут никакой конкуренции в принципе не могло быть, потому что широкого выбора инструментов, в которых хранить эти деньги, не было, торговал этими инструментами в основном минфин. Разнообразие частных пенсионных фондов приводило только к разнообразным схемам вытягивания денег из этой системы, не более того. Поэтому объединение в Единый накопительный пенсионный фонд в логике того, что происходило, было правильным метанием. А вот теперь Послание метнуло всех в какую-то не очень понятную сторону. Ясно, что частники опять возвращаются к пенсионному накопительству, но непонятно -как основные участники или как посредники. Например, не только мне неясно, сохранится ли ЕНПФ, который только-только успел утрясти все организационные моменты, списать 90 млрд тенге и вроде как в последние год-полтора начать повышать доходность этих накоплений. Вообще, речь идет о революционной вещи как для самих участников пенсионной системы в лице будущих пенсионеров, так и для субъектов этой системы. Поэтому отсутствие конкретики вызывает вопросы.
— Ну раз метнулись, то чего теперь следует ожидать от новой реформы управления пенсионными накоплениями?
— Нужно напомнить о том, что в 1998 году, когда в Казахстане с подачи Всемирного банка была запущена пенсионная накопительная система. Идеология была такой: во-первых, это портфельное накопительство, то есть накопительство в ценных бумагах. Во-вторых, это глобальное портфельное накопительство, то есть с самого начала предполагалось, что казахские пенсионные накопления будут вращаться на мировом фондовом рынке. Получилось на деле только то, что
накопительство действительно получилось портфельным, никакую мировую буржуазию к нему не подпустили, но при этом и обещанный фондовый рынок в Казахстане так и не создали,
хотя много лет подряд рассказывали о неких национальных голубых фишках, которые будут выведены на нашу фондовую биржу, и там будет разнообразие инструментов. Нурсултан Абишевич в своем Послании 30 ноября 2015 года вернулся опять в 1998-й, когда было объявлено впоследствии досрочно исполненное Послание «Казахстан-2030». Тогда, в 1998-м, это были цели и перспективы того, что Казахстан выйдет на мировой рынок не только с казахской нефтью, но и с казахскими пенсионными деньгами, и все будут богаты и счастливы. И вот теперь глава государства, косвенно можно предположить, решил туда же запустить эти деньги, если уж он сказал, что пенсионными средствами будут управлять частники, в том числе и иностранные. Тогда возникает вопрос: зачем сюда придут иностранные частники? Наверное, только при условии, если они смогут эти казахские деньги увезти с собой на иностранный рынок. В противном случае им тут и делать нечего. Надо напомнить, что
сейчас на мировом рынке уже наиболее пострадавшими и наиболее рисковыми в перспективе являются как раз накопительные пенсионные фонды
Деньги НПФ, если я не ошибаюсь, находятся на втором месте на мировом рынке по общим объемам. Они огромные и в основном дутые финансовые пузыри. Они не прицеплены ни к каким материальным активам, их судьба очень проблематична, они уже сейчас страдают от того состояния мирового финансового рынка под названием «бесплатность денег». Ведь и ФРС США и европейцы поддерживают практически нулевую первичную стоимость денег. А пенсионные фонды, кроме хранения сбережений участников системы, должны тратить огромные суммы на выплату пенсионерам, а этих денег у них нет, так как гигантский мировой финансовый рынок, имея огромные размеры, не имеет гигантских прибылей. Даже маленьких прибылей не имеет. Выводить сейчас наши деньги туда — это, мягко говоря, идти на риск. Развивать дальше эту мысль бессмысленно, так как даже в Послании президента она поставлена без конкретики.
Кроме того, в Послании сказано: эти деньги будут использоваться для покрытия дефицита бюджета. И этот момент во всей новой конструкции — самый спорный и непонятный. Потому что, наверное, пенсионное накопительство задумывалось и осуществлялось не для того, чтобы решать бюджетные проблемы. И если сейчас вдруг идея предыдущего главы Нацбанка отдать деньги будущих пенсионеров банкам, чтобы решать их проблемы, меняется на не менее странную идею, что деньги надо давать государственному бюджету, чтобы он решал свои проблемы, то все вообще становится очень нелогичным. Если есть намерения использовать эти деньги для покрытия дефицита бюджета, то хотелось бы напомнить, что
казахстанская накопительная пенсионная система все 15 лет своего существования вынужденно поддерживалась за счет того, что бюджет занимал эти деньги, а потом возвращал с некой прибылью
Это делалось вынужденно — в виду отсутствия других инструментов. И если все проблемы накопительной системы были как раз связаны с неправильным инвестированием активов, то теперь вдруг этот неверный путь становится решением?
Это Послание действительно кризисное, так как оно составлялось в кризисной ситуации. По всей видимости, новый глава Нацбанка, находясь в цейтноте, чего-то такое срочно написал — по крайней мере, это выглядит именно так.
Я предполагаю, что вопрос касаемо ЕНПФ все-таки в послании прописывал именно Нацбанк, потому что ведомство, которому полагалось бы этим заниматься — Министерство здравоохранения и социального развития — предпочитает, как и предыдущие министерства этого профиля, оставаться вторичным. Оно всегда панически боялось пенсионного накопительства. Ни один министр труда на моей памяти даже не пытался влезть в эту систему, хотя это его ответственность. Поэтому вопрос накопительной пенсионной системы всегда перекладывался на Национальный банк, который к этому делу не должен был даже близко подпускаться. По всей видимости, нынешняя министр здравоохранения и соцразвития продолжает традицию своих предшественников по отношению пенсионному накопительству. Кому еще этим заниматься? Новому председателю Нацбанка, который, кстати, до этого сидел в администрации президента и, видимо, уже тогда вкладывал этот момент в свою новую должность.
— Вы все время ссылались на минфин, который все годы с момента перехода на накопительную систему судорожно искал инструменты, чтобы пенсионные деньги приносили доходы. А не может быть минфин автором этой мысли о выводе ЕНПФ из-под юрисдикции Нацбанка?
— Вполне может быть. Вообще, нам сейчас приходится заниматься предположениями, поскольку все слишком неконкретно. Минфин все годы тянул на себе этот груз, совершенно ему не нужный. Последние 15 лет, за исключением пары лет, бюджет был профицитен и головная боль минфина состояла не в том, где найти деньги для бюджета, а в том, как повысить эффективность их использования. Последние пару лет ситуация поменялась на 180 градусов, бюджет из профицитного стал дефицитным, хотя недоосвоение осталось прежней головной болью минфина. И пенсионные деньги ему для затыкания дефицита, по идее, не помешали бы. Но, опять же, я не исключаю, что и минфин подсказал составителям Послания, куда лучше использовать деньги будущих пенсионеров. Но
решать проблемы дефицита бюджета, занимая пенсионные деньги, — это то же самое, что спасаться от голода, обгладывая собственную руку