«Турецкий вопрос» докатился и до Узбекистана. Правоохранительные органы совместно с местными жилищными комитетами начали проводить кампанию по возвращению на родину граждан, работающих в Турции. Сколько узбекских граждан находится в Турции, никто толком не знает, но известно, что Турция — это третья страна после России и Казахстана для трудовой миграции узбеков.
У правоохранительных органов, похоже, расширятся познания по географии. Если раньше они подробно изучали регионы России и Казахстана в поисках работающих там узбекских трудовых мигрантов, то теперь к этим странам присоединится и Турция. Участковые милиционеры получили приказ уточнить количество находящихся в Турции узбекских граждан. В этом им помогают так называемые махаллинские (узбекский квартал) комитеты. Активисты местных комитетов совместно с милицией ходят по домам родственников уехавших граждан, проводят собеседования и после просят написать объяснительную записку. Сами участковые и активисты махалли говорят, что
работа с семьями граждан, уехавших на заработки в Турцию, проводится в рамках антитеррористических мероприятий
Севара Саатова пишет на своей страничке в Facebook, что её сразу же по возращению из Турции домой вызывали и провели беседу. «Я сначала не поняла причину вызова. Потом объяснили, почему все это делается», — сообщает Севара. Один из активистов местного жилищного комитета сообщил радио «Свобода», что в проживаемой им в махалле шесть человек, уехавших на заработки в Турцию, взяты под полный контроль.
– Мы всех их взяли под учет. Собрали данные о том, когда эти 6 человек уехали в Турцию, по какой причине, в каком районе Турции они проживают, чем занимаются. Они и ранее находились в нашем списке. Однако сейчас по причине проведения антитеррористических мероприятий мы стали еще жестче проверять этих людей и попросили родственников предоставить о них полные данные, — сказал махаллинский активист. Участковые требуют от родственников граждан, уехавших в Турцию, быстрого возвращения мигрантов на родину.
Радио «Свобода» публикует письмо работающего в Турции узбекистанца. Он пишет, что требование узбекских властей заставляет многих вернуться домой.
«Мы пишем Вам из Турции. Как говорят наши родственники в Узбекистане, в эти дни к нам домой приходили председатели махаллинских комитетов и участковые инспекторы, которые попросили, чтобы мы побыстрее вернулись на родину. Ребята из Сурхандарьи, Самарканда и Джизака, которые работают в Турции, тоже говорят об этом. Оказывается, многие узбекистанцы возвращаются домой», — говорится в письме, отправленном из Турции.
– Нам стало известно, что
большинство узбеков, присоединившихся к рядам ИГИЛ – те, которые жили в Турции, а после перешли в Сирию. Поэтому мы тесно общаемся с их семьями и просим, чтобы их родные в Турции не обманулись и не подверглись влиянию террористической организации
— Если наш гражданин в Турции часто созванивается с родными в Узбекистане, тогда нет причин для беспокойств. Но выяснилось, что некоторые по полгода или целый год не звонят родным. Неизвестно, где эти люди, чем они занимаются, — сообщил радио «Свобода» один из махаллинских активистов.
11 декабря узбекские СМИ опубликовали данные американского исследовательского центра The Soufan Group. Согласно информации этого центра, в рядах экстремистской группировки ИГИЛ насчитывается 500 граждан Узбекистана. Путь в Сирию и Ирак лежит через Турцию, это вызывает опасение и страх у узбекских силовиков. Антитеррористические мероприятия в Узбекистане начались после появления сообщений о том, что боевики террористической группировки ИГИЛ пытаются проникнуть на территорию страны. 30 октября интернет издание 12news.uz со ссылкой на сотрудников службы национальной безопасности Узбекистана сообщило:
«Дезертировавшие (боевики) под действием правительственных вооруженных сил Сирии, Ирака и Афганистана пытаются найти кров на территории нашей страны».
По данным издания, представители спецслужб предупреждают жителей приграничных населенных пунктов о данной угрозе в ходе совместных встреч и мероприятий. «При переходе государственной границы им (боевикам) помогают лица, ставящие собственные интересы выше интересов родины и народа. Это призывает нас быть еще более настороженными и бдительными», – цитирует издание слова сотрудников управления СНБ по Навоийской области.
Мы много знаем о трудовых мигрантах в России и Казахстане, но об узбеках, работающих в Турции, мало что известно. Турецкая пресса и телевидение недоступны для жителей Узбекистана. Узбекские СМИ дают только официальную информацию. Узбекский и турецкий языки, несмотря на свою близость, все же отличаются, поэтому турецкие сайты в Интернете практически никто не умеет читать. Объединяет эти языки только латинский алфавит. Но узбеки любят турецкие сериалы, турецкие курорты и хотят там зарабатывать деньги. Российский ученый-этнограф Сергей Абашин говорит, что компания по возращению узбекских граждан из Турции происходит на фоне ухудшения отношений между Россией и Турецкой республикой.
— На мой взгляд, указанные меры имеют характер скорее кампании, то есть их эффект будет краткосрочный и не очень значительный, плюс будут «издержки», то есть пострадают те, кто действительно уехал работать. Не думаю, что российско-турецкие отношения играют ключевую роль, скорее, это один из факторов, которые усиливают истерику и подозрительность, — комментирует Абашин.
Узбекский политолог Анвар Назиров считает, что многие, кто вернулись из России, уже пополняют криминальные группы. Работы нет, и политолог задаётся вопросом, каким образом власти будут обеспечивать работой тех, кто вернётся из Турции.
— Никакой потенциальной угрозы от работающих в Турции узбекских мигрантов нет, зато внутри страны такую угрозу может представлять безработица. Плюс криминал — наблюдается рост грабежей, убийств, самоубийств от безысходности, и это не может не стимулировать рост напряжённости в стране, — утверждает политолог.
Узбекистан — единственная тюркоязычная страна, которая не входит в Тюркский совет. Это международная организация, объединяющая современные тюркские государства, главной целью которой является развитие всестороннего сотрудничества между государствами-членами. Тюркский совет был создан 3 октября 2009 года в Нахичевани.