Систему психологической подготовки заключенных к освобождению из колоний, позволяющую легче адаптироваться в первые дни после выхода на свободу, разрабатывают в Казахстане, сообщил заместитель генерального прокурора Жакип Асанов, передает ИА Новости-Казахстан.
«Риск рецидива высок в первые дни после освобождения. Поэтому можно распространить проект «Встреча у ворот» и устройства в приюты. Экс-заключенные могут идти в центры адаптации для лиц без места жительства. Они есть в 22 городах, но туда не все идут. Мы сделали им типовую дорожную карту», — сказал Асанов на третьем форуме тюремной реформы «Ресоциализация: Сен қоғамға керексің! Ты нужен обществу! Society needs you!».
Данную дорожную карту, по его словам, детализируют в областях. В частности, освободившимся из мест лишения свободы будет известна информация, куда можно будет пойти и переночевать, как восстановить документы и найти работу, какие услуги они могут получить от государства.
«Плюс там есть советы, как планировать свою жизнь, выстраивать общение, достигать цели и другое. Другой шаг — создать современную структуру ресоциализации. Что имеется в виду? У нас нет системы подготовки заключенных к свободе. В СССР в 20-х годах были переходные дома. В Великобритании их называют «домами на полпути», — добавил спикер.
Деньги, как заверил замгенпрокурора, из казны для этих целей не нужны. Надо лишь в пустующие сегодня колонии-поселения отправлять заключенных за 6-12 месяцев до освобождения.
«Это поможет им адаптироваться к свободе. Надо также вводить полный цикл пробации. В развитых странах она ведется на всех этапах. До суда, в тюрьме, после тюрьмы. У Дании, Норвегии, Швеции низкий тюремный индекс. В Голландии население такое же, как в Казахстане, но тюремного населения в 3,5 раза меньше. Потому что все это есть и хорошо работает», — отметил Асанов.
Сегодня, по его данным, в тюрьмах 40 % заключенных имеют две или более судимостей, 71 % заключенных осужден на срок свыше 5 лет.
«Что с ними происходит после освобождения? 4 из 10 снова в тюрьме в течение трех лет. Заключенный теряет надежду на будущее. За 4 года 154 суицида. Психологи говорят, что после 5 лет в изоляции человек теряет все навыки жизни в социуме. Вынуждены ждать, пока человек освободится. А почему с ним нельзя начать работать уже в колонии? Поэтому надо вводить досудебную и пенитенциарную модели как во всех развитых странах», — заключил заместитель генерального прокурора РК.