Большинство алматинцев не имеет достоверных данных о чистоте воздуха в городе и власти этим пользуются, продолжая утверждать, что загрязнение атмосферы не представляет серьезной угрозы для горожан.
Экологов пугает не только смог на улицах, но дефицит информации и подозрение, что власти вовсе не озабочены ухудшающейся ситуацией. Об этом они заявили на пресс-конференции в Алматы.
– Проблема экологической безопасности требует безотлагательного решения, – говорит Ажар Джандосова, директор ОФ «Тауасар». – Экологическая обстановка в городе не улучшается: мы вынуждены вдыхать грязный воздух, но до сих пор не слышим от руководства города признания, что город находится в критической ситуации, воздух очень сильно загазован, это влияет на здоровье людей. Воздух – это вообще больная тема для Алматы. Вопрос с качеством атмосферного воздуха неоднократно поднимался на различных семинарах и форумах, посвященных общему экологическому состоянию города, но по большому счету, воз и ныне там.
По данным метеослужб, в ноябре месяце замеры показывали многократное превышение допустимых уровней (ПДК) по пыли, диоксиду серы, диоксиду углерода… Строго говоря, это подтверждается данным международных экологических организаций – по загрязнению воздуха Алматы уже много лет входит в тройку лидеров. Даже на Медео, где все считают воздух девственно чистым, содержание опасной для здоровья мелкой дисперсной пыли превышает предельно допустимый концентрат.
– Несмотря на тревожную статистику, большинство горожан не имеет доступа к данным о состоянии воздуха в их районах. Сегодня замеры загрязнения воздуха проводятся на 11 станциях, расположенных в разных частях города, однако в оперативном режиме публикуются данные только по трем из них и все три находятся выше проспекта Абая, – рассказывает Вадим Ни, председатель Экофорума общественных организаций.
Такая простая уловка позволяет показывать статистику атмосферного воздуха в лучшем свете, особенно в ночное время.
– Сегодня я посмотрел данные по мониторингу атмосферного воздуха. Ночью выше Абая ситуация с качеством атмосферного воздуха, оказывается, довольно неплохая, – говорит Вадим Ни.
В последнее время общественность города активно включилась в обсуждение причин образования смога, его влияния на здоровье людей и возможных путей решения этой проблемы.
К примеру, активисты уже подсчитали, сколько денег было потрачено на проектную документацию по горнолыжному курорту в урочище Кок-Жайляу и на что можно было бы потратить эти суммы с пользой для города и, разумеется, экологии.
– Власти города потратили на проектную документацию по Кок-Жайляу 8 млрд тенге, – сообщила Светлана Спатарь, руководитель экологического общество «Зеленое спасение». – Есть ряд более важных и серьезных проблем, на которые можно было бы потратить эти деньги. Можно было бы закупить 20 новых современных трамваев или построить 370 км велодорожек, то есть развивать экологический вид транспорта. На эти деньги можно было бы построить 20 км системы БРТ (скоростной общественный транспорт) или купить 60 автобусов на газе.
По словам экологов, в Алматы всего два наиболее опасных источника загрязнения воздуха – автомобильный транспорт и ТЭЦ.
– Что касается ТЭЦ, здесь нужна чистка, переход на экологически чистые виды топлива, что одновременно сократит выбросы загрязняющих веществ и выбросы парниковых газов, – говорит Вадим Ни.
Что же касается оптимизации транспортных потоков, то здесь все сложнее, в том числе и из-за сопротивления ряда групп населения, в первую очередь, автомобилистов.
– По транспорту надо переходить к более чистым видам топлива, частично это происходит, отдельные виды такси и муниципальные автобусы уже перешли на газ. Необходимо внедрять меры по ограничению использования определенных видов транспорта и топлива, не соответствующих экологическим стандартам, развивать пешеходную и велосипедную инфраструктуры, а также модернизировать систему общественного транспорта. Проблема только в политической воле, – уверен эколог. – Надо сделать так, чтобы люди сами захотели переоборудовать свой личный транспорт на газ. В Грузии, к примеру, большинство автомобилей работают на газе, что очень выгодно. То есть это делается в более бедных странах, почему Алматы не может, мне не понятно.
Такое положение возмущает активистов. Чтобы улучшить положение, они подготовили письмо акиму Алматы Бауржану Байбеку, в котором высказали предложения по улучшению экологической ситуации. В коллективном обращении к акиму высказано предложение создать целевой экологический фонд, сформировать портфель проектов по улучшению экологической ситуации, основанный на предложениях экологов, провести серию научных конференций для обсуждения инновационных проектов по очищению воздуха мегаполиса. Кроме того, предлагается укрепить и расширить систему мониторинга окружающей среды, следить за соблюдением природоохранного законодательства РК.
– Мы понимаем, что ликвидация загрязнений атмосферного воздуха в Алматы – сложная и долговременная задача, тем более в сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации. Но откладывать ее решение нельзя. Если мы хотим жить в комфортной городской среде, если хотим достойно принять зимнюю Универсиаду, если заботимся о благополучии будущих поколений, – пишут акиму активисты.