Запретят ли в Казахстане мобильное приложение для нелегальных таксистов inDriver? Хотя бы для того, чтобы снизить криминогенность и повысить собираемость налогов? Этот простой вопрос вызвал возмущение пресс-секретаря inDriver Надежды Алексеевой. Она прислала претензию, обвинив нас в необъективности. Попробуем разобраться: действительно ли хорош или плох inDriver?
Поводом для претензий г-жи Алексеевой стала статья, где мы провели эксперимент: зарегистрировались в inDriver сами и попытались оценить его вред и пользу.
По мнению пресс-секретаря inDriver Надежды Алексеевой, зарегистрированные в службе водители-любители беспрекословно соблюдают ПДД и не отвлекаются на свои мобильники, находясь за рулем.
«Правилами сервиса запрещено пользоваться мобильным телефоном во время движения», — сообщила г-жа Алексеева. — Также согласно пункту 7.8 Публичной оферты мобильного приложения inDriver пользователи обязуются соблюдать законодательство. Пользователи подтверждают, что уведомлены об ответственности».
Пресс-секретарь inDriver, по всей видимости, недостаточно внимательно ознакомилась с предыдущим материалом, где мы предполагали, что все казахстанские водители законопослушны, как младенцы. Проблема заключается лишь в том, что отследить поведение младенца куда проще, нежели сотен тысяч таксистов-любителей по стране.
«приведенная статистика Национального совета безопасности США и «крупнейшего в США мобильного оператора» без ссылок на результаты исследований не имеет никакого отношения к мобильному приложению inDriver, дальнейшее заключение автора материала с сопоставлением вышеперечисленных нарушений с использованием приложения inDriver является некорректным» — продолжает Надежда Алексеева.
Напомним: в Америке в 2014-м году каждая четвертая дорожная авария была вызвана использованием мобильника за рулем — даже законопослушный Запад умудряется создавать неприятную статистику. Но коли г-жа Алексеева в каждом водителе inDriver уверена как в самой себе, спорить не станем.
Есть, кстати, в работе inDriver и другие нюансы.
Во-первых, inDriver — это не просто сообщество водителей и их пассажиров. Это бизнес, который по законам любого цивилизованного государства должен платить налоги.
Еще летом этого года глава комитета государственных доходов минфина Даулет Ергожин поднимал вопрос о том, что мобильное приложение inDriver не числится в списке налогоплательщиков страны,
а поскольку родиной этой службы является Россия, то налоговики обеих стран планировали урегулировать вопросы налогообложения этого нового для Казахстана бизнеса.
И, кстати, тогда же в ответ на критику главы комитета госдоходов все та же Надежда Алексеева заявила, что inDriver платит налоги в установленные законодательством РК сроки. Непонятно одно: как агрегатор пассажирских перевозок делает это, не числясь в базе налогоплательщиков?
Как inDriver зарабатывает? Очень просто. Любой водитель, желающий заниматься частным извозом через службу inDriver, должен зарегистрироваться. Занимает это дело пару минут, мы пробовали. Никакого серьезного фейс-контроля регистрация не требует: в анкетных данных можно указать любое имя, марку машины и ее госномер. Да и вообще, в этом случае запросто можно использовать резервную сим-карту, от которой в случае чего несложно избавиться.
Далее, чтобы начать калымить, нужно заплатить внутренней валютой inDriver — так называемыми монетами. Одна такая таксомонета равна 20 тенге. Час работы в качестве таксиста обойдется водителю в 5 монет (100 тенге), в течение месяца — 360 монет (7 200 тенге). Заплатил — и работай себе на здоровье. Никто не собирается проверять, кто вы, какой у вас стаж вождения, в каком состоянии ваш автомобиль, есть ли за вами криминальное прошлое и насколько вы трезвы.
Один показательный случай, что отсутствие контроля за водителями inDriver все же имеет последствия, произошел в Астане этим летом. Неадекватный водитель inDriver накинулся с кулаками на пассажирку, которая имела неосторожность хлопнуть дверью его автомобиля. Хулигана, конечно же, привлекли к административной ответственности, а из сервиса inDriver исключили. Но где гарантия, что он не купил новую SIM-карту и не зарегистрировался вновь?
В Индии прошлой зимой таксист, пользующийся подобным приложением Uber, вообще изнасиловал свою пассажирку, за что 3 ноября 2015-го получил пожизненный срок, а мобильное приложение было законодательно запрещено.
Кстати, во многих странах мира такие службы любительского такси стали вне закона и по другим причинам — как нелегальный бизнес, который составляет нездоровую конкуренцию официальным таксопаркам, ведущим строгий учет и контроль за водителями, платящим налоги и гарантирующим безопасность своим пассажирам.
За последние пару лет забастовки легальных такси были в нескольких городах России и Колумбии, в Париже, Лондоне, Берлине, Мадриде. Даже в Казахстане алматинские и петропавловские таксисты весной этого года поднимали вопрос о том, что работа inDriver грозит таксопаркам разорением
По словам председателя Казахстанской ассоциации таксомоторного бизнеса Максима Сарсенова, с 2013 по 2015 годы в Казахстане заработало свыше 30 мобильных приложений по вызову дешевого такси, а количество нелегальных таксистов перевалило за отметку в 90% от общего числа извозчиков.
— Конечно, людям интересно только то, что дешево, — прокомментировал ситуацию Максим Сарсенов. — Когда в ДТП попадает автомобиль официального такси, об этом знает вся страна. А сколько частных извозчиков попадают в ДТП, нападают на пассажиров, грабят их!? И это остается за пределами внимания общественности. 93% всех казахстанских извозчиков — нелегалы. Ни в одной стране мира нет такого, чтобы около голосующего на дороге человека остановился каждый! Таким образом они создают помехи дорожному движению. И еще один момент —
поскольку частным извозом в основном занимаются приезжие, это косвенно ухудшает криминогенную обстановку в городе
Но пассажирам сейчас неважно ни качество, ни наличие гарантий безопасности. Им важнее попасть из точки А в точку Б как можно быстрее и дешевле.
— В апреле 2015 года вы обращались в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в законности деятельности inDriver. Чем все закончилось?
— Нам пообещали разобраться, оценить правовую сторону деятельности мобильных приложений. Мы писали в акиматы Алматы и Астаны, мои коллеги даже в парламент обращались. Что интересно:
в стране 12 лет работает закон, который четко устанавливает обязанности перевозчиков такси. В частности, пункт 2 статьи 26 четко расписывает все нюансы
Что они обязаны делать? Во-первых, использовать для перевозки пассажиров и багажа такси, имеющие единую цветовую гамму и отличительные обозначения. Во-вторых, иметь в наличии таксометр или контрольно-кассовый аппарат. В-третьих, обеспечить прохождение предрейсового технического осмотра автотранспортных средств, предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей такси. В-четвертых, обеспечить наличие информационно-диспетчерской службы. В-пятых, обеспечить своевременную замену такси в случае его неисправности. В-шестых, размещать в салоне такси информацию о стоимости услуг. В-седьмых, иметь на каждые тридцать машин не менее одного такси, которое приспособлено для перевозки инвалидов. В-восьмых, обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей такси. Да, покупательская способность упала, люди предпочитают пользоваться нелегальными извозчиками. Да, откроется еще какая-нибудь компания, предоставляющая услуги через мобильное приложение. И у них будет дешевле, потому что они не будут платить налоги. И что будет? Они не страхуются, медосмотр и предрейсовый осмотр не проходят. Нет понятия, какой должна быть машина, сколько лет, судим водитель или нет и т. д.
Все говорят — мол, не от хорошей жизни же люди стали таксовать? Ну давайте тогда пропишем в Уголовном кодексе, что не от хорошей жизни можно нарушать законодательство
Главное в этом бизнесе — безопасность. Нелегальное такси — идеальная работа для человека с криминальным прошлым и плохими намерениями. Вы знаете, что в inDriver можно зарегистрироваться за 1 минуту? А как его прекрасно пиарят наши СМИ! Говорят, мол, inDriver — это круто и дешево. А кто в итоге несет ответственность? Об этом кто-нибудь подумал?
По словам Максима Сарсенова, при трудоустройстве в официальный таксопарк водитель проходит жесткий отбор. Помимо флюорографии и справки об отсутствии судимостей человек обязательно предоставляет медицинскую справку и проходит наркотест на определение в крови четырех типов наркотиков.
— Бывало, что наркотесты давали положительный результат. Из 100 водителей по этой причине 5 точно не проходят, — пояснил Максим Сарсенов. — По судимостям — в среднем 2-3 человека на 100 претендентов. Все потому что у официальных таксопарков высокие риски: водителю доверяется имущество таксопарка и его репутация. Также обязательными при трудоустройстве документами является адресная справка, данные об образовании, контакты родственников. В некоторых случаях договор поручительства с кем-либо из близких родственников. Все это делается для того, чтобы минимизировать риски.
Проходят ли что-то подобное водители, пользующиеся inDriver? Смешной вопрос, не правда ли?