Легенда гласит: во время войны с джунгарами 600 джигитов остановили 50-тысячное войско. История этой Орбулакской битвы превратилась в легенду, а публицист и писатель Мурат Уали провел 3 года в исследованиях, чтобы снова превратить легенду в реальность и доказать: да, это было!
— Мурат, как я понял из вашей книги «Эпоха обретения границ», вы использовали не только письменные источники, как многие историки, но и другие методики исследования. Что именно?
— Я бы хотел уточнить, что я не один написал, а вместе соавтором Маралом Томпиевым. В истории белых пятен не меньше, чем черных дыр в астрономии. Профессионалы считают, что период 16 — начала 18 веков очень сложный для описания, потому что мало письменных источников. Их мнение выражает Нурболат Масанов. Он пишет, что «из-за отсутствия репрезентативных и аутентичных источников реальная
достоверная история казахов в 16 — начале 18 века практически нам неизвестна и вряд ли может быть полноценно реконструирована в полном объеме
Имеется в виду, что письменных источников крайне недостаточно. Мы с Маралом пошли другим путем и были уверены, если события происходили, значит должны были оставить какие-то следы. Событие не может пройти бесследно. Подтверждения можно найти в старых картах, в казахском фольклоре, эпосе, топонимике, в исторических аналогиях, политической ситуации. Мы предприняли около 20 автоэкспедиций по Казахстану, побывали в местах, так называемых «қалмақ қырылған», где происходили бои казахов с джунгарами. Побывали в других исторических местах, связанных с казахско-джунгарскими отношениями. Были в России, Монголии, Узбекистане. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
— Действительно.
— Казахи говорят: «Асын барда — ел таны беріп жүріп, атын барда — жер таны желіп жүріп». Если можешь, накорми людей – узнаешь народ. Если имеешь коня, путешествуй – узнаешь страну. И вот мы, оседлав своего тулпара по кличке Land Cruiser, поехали в экспедиции.
— Долго вы это делали?
— 3 года. Начали в 2012 году. Книга вышла в 2015 году.
— Поздравляю вас с таким масштабным исследованием! Среди прочих вопросов вы подняли вопрос Орбулакской битвы. Сейчас она у всех на устах. Некоторые превозносят эту битву, сравнивая с 300-ми спартанцами — мол, казахи круче, оказывается. Другие говорят, что не может быть, чтобы 600 человек противостояли 60 000-ной армии, это миф. Ваше мнение? Была ли Орбулакская битва?
— 600 казахских джигитов, противостоящих 60 000-ной армии — это не может быть мифом. В военных сражениях все зависит от рельефа местности. И аналогичные Орбулакской битве сражения были часто. Вы говорили про спартанцев. Что касается спартанцев – это очень узкий проход между Фермопилами и заливом Эгейского моря шириной в несколько десятков метров. В таком месте Ксеркс никак не мог развернуть свою 80 000-ную или 100 000-ную армию.
— К тому же там стена была построена.
— Поэтому 300 спартанцев могли удерживать эту армию. Также и в Орбулакской битве. Она была в горном ущелье, перегороженном холмом, что не позволяло джунгарам развернуть свою конницу, армию. То, что битва была – это факт. Существует вполне аутентичный письменный источник. Русские послы к Эрдэни-Батуру, татарин Кучеев и Гришка Ильин, в феврале 1643 года пришли в его ставку с посольским заданием. Но Эрдэни-Батура они не застали, потому что он ушел в поход на алатауских киргизов, казахов. Они 4 месяца ждали, сидя в его ставке. И когда Эрдэни-Батур вернулся, составили отчеты на основе рассказов очевидцев. Так что сам факт битвы между Жангир султаном и Эрдэни-Батуром не вызывает сомнений. Другое дело, что в этом письменном источнике не указывается, где эта битва произошла. Современное представление, что это было в Джунгарском Алатау. Там установлен памятник этой битве. Мы там были. Он пришел в казахскую историю с подачи нескольких казахских общественных деятелей, которые в 1990-х годах озадачились вопросом – где же все-таки была эта битва. И действительно, это ущелье идеально подходит для такой засады. Узкое, перегороженное дамбой-сопкой, на котором достаточно сделать окопы и удерживать и 50 000, и 100 000 воинов.
— Хорошо. Рельеф местности. Что еще могло способствовать преимуществу казахов в этой битве?
— Известно, что казахи в первый раз использовали огнестрельное оружие. То есть Жангир султан снабдил им 300 своих нукеров. 300 нукеров не пускали джунгар ко входу. 300 нукеров выкопали окопы, заселили там с ружьями и стреляли. Это безусловно потрясло джунгаров. С применением огнестрельного оружия в таком масштабе они не сталкивались. И это имело психологическое воздействие. Оружейные залпы натренированных нукеров Жангир султана.
— А что касается численности?
— В первоисточнике идет 50 000-ное войско джунгаров. Думаю, что это преувеличено.
— А казахов?
— Казахов – 600. Думаю, это реальная цифра. Пойти 50 000-ным войском в набег на каких-то неорганизованных алатауских казахов и киргизов маловероятно. Джунгары даже в свои лучшие годы во время битв с китайцами никогда не собирали столько. Максимум 30 000 воинов. А это обычный набег. Думаю, максимум 10 000 было. Но это неважно. И 10 000 против 600…
— Вы в своей книге указываете, что подошло подкрепление.
— Помогли киргизские тумены.
— Их сколько?
— Около 2000-3000. Об этом говорят казахские предания. В письменных источниках этого нет. В источниках говорится, что в конце пришел Ялантуш, казахи говорят Жалантос батыр – это самаркандский эмир из Бухарского ханства с войском 20 000 человек.
— Который был казахом?
— Да. По происхождению он был казахом из Младшего жуза.
— Значит, с казахской стороны все-таки участвовало не 600 человек.
— В конечном счете, конечно. Но подвиг совершили 600 джигитов, которые несколько дней отражали пусть не 50 000-ное, но 10 000-ное войско. Безусловно, это подвиг. Многие из них погибли.
— В вашей книге есть еще один интересный аспект. Раскрываются тонкости взаимоотношений с джунгарами. Отношения мирные, дружеские. Получается, мы не только воевали, но и мирно соседствовали.
— Соседствовали более 200 лет братские народы – казахи и ойраты. Надо сказать, что джунгары – это только часть ойратов. Безусловно, это имело огромное значение и для казахов, и для ойратов. Были и битвы, и войны, и мирное время. Главное противоборство между ними было за пастбища. Потому что ойраты, как и казахи, кочевники. Когда они не могли разделить соседние пастбища, то становились заклятыми врагами. Когда они договаривались в разное время использовать одно и то же пастбище — становились братскими народами. И это касается не только джунгаров и ойратов. Такие же отношения были и с туркменами, башкирами, киргизами. Так было и когда Джунгария исчезла и началась борьба казахов Улы жуза с киргизами за Жетису, за левобережье Или. Такие же столкновения были с башкирами в верховьях Тобола, Тургая. Казахи в конце концов вытеснили башкиров. Отношения адайцев с туркменами Мангыстау были такими же. Так что это нормальные отношения для кочевников, которым требовались пастбища для увеличения скота.
— Вы говорите – братские народы. Многие противопоставляют, мы – тюрки, они – монголы. На чем построено ваше утверждение? Какие взаимные влияния и общие генетические составляющие?
— Между казахами и ойратами были небольшие отличия. Ойраты — буддисты. В середине 17 века они массово приняли буддизм. А казахи были мусульманами. Это, безусловно, вносило вклад в противостояние. Ойраты занимались в основном отгонным скотоводством, держали коров, радиус их кочевания был невелик. А казахи держали лошадей – были истинными степными кочевниками с радиусом кочевания до 1000 км. Различия в хозяйственной жизни влияли на раздел пастбищ.
— А что общего?
— Оба народа были кочевыми. Оба были монголоидами. Языки принадлежали к одной алтайской группе. В те времена, думаю, они друг друга понимали. Ближе к современности языки стали больше расходиться. На ойрат-калмыцкий язык больше влияния оказывал буддизм и тибетские языки. У нас – арабо-персидское влияние.
— А в чем отразились ойрато-джунгарские следы в нашей культуре?
— В свое время Галдан-Цэрэн, видя агрессивное настроения Китая и России, предложил казахам — Абулхайр-хану, Абылай-хану — объединиться.
Он выдвинул идею массовой свадьбы: «Если мы будем единым народом, то нам не страшны ни Китай, ни Россия»
А для этого 1000 джунгарских джигитов нужно было женить на тысяче казашек, а тысячу казахских джигитов женить на тысяче джунгарских девушек. «Тогда мы станем единым народом. У нас будет единое государство от Алтая до Арала». Но Галдан-Цэрэн умер, не успев претворить в жизнь свою идею.
— Вы в своей книге говорите, что были массовые генетические вливания джунгар в состав казахов. Как это было?
— Взаимная ассимиляция – удел всех соседних народов. В результате войн пленные джунгарки попадали к казахам, пленные казашки попадали к джунгарам. В контактной зоне образовался общий народ – казахско-джунгарские семьи. В Джунгарии — джунгарско-казахские семьи. Потом, когда Китай разгромил Джунгарию, эти семьи бежали к своим нагаши – казахам и гораздо легче адаптировались в казахской среде, чем просто ойраты.
— То есть становились казахами.
— Да. У казахов много родов – калмык, толенгут.
— Если в общих чертах обозначить, какова массовость вливания джунгар в состав казахов? Сколько тысяч семей или юрт?
— Такие цифры трудно назвать, потому что никто такими подсчетами не занимался. Но есть работа российского математика Коржавина. Он провел статистическое моделирование гаплогрупп состава казахов, джунгаров. Современных и живших две тысячи лет назад. Вывод такой. Результаты анализа ДНК в половых хромосомах казахов и окружающих их народов позволяют предположить, что значительную роль в изменении генотипа древних жителей казахской степи с европеоидного на преимущественно монголоидный сыграли ойраты, расселившиеся в Казахстане с начала 17 до конца 18 века. Он утверждает это на основе своих расчетов математической модели. Ну и другие факты. Я собрал факты ассимиляции джунгаров казахами в 16 веке целыми аймаками. Из-за междоусобиц ойраты уходили от своих родственников и вливались в ряды казахов – в Казахскую орду.
— Есть еще много топонимов, названий местности, которые это подтверждают.
— Да. В 18 и 19 веках. Когда в Синьцзяне началась мусульманская резня других народов, около 14000-15000 калмыков бежало в Семиречье.
— То есть вошли в состав казахов целыми родами, племенами. Есть ли еще какие-то мифы о казахско-джунгарских отношениях, которые народ не знает?
— Занявшись изучением этой темы, я столкнулся со многими ложными представлениями казахов, казахстанцев в этом вопросе. Например, о китайской помощи джунгарам, о российских поставках оружия джунгарам, о натравливании джунгаров на казахов. Все это мифы, корни которых уходят в 1960-1970-е годы, когда политические отношения между СССР и Китаем сильно испортились. Китайские хунвейбины начали публиковать карты Китайской Джунгарии, которая доходила до Балхаша. СССР в свою очередь тоже отвечал. Есть одна фраза: «Ложью историю не извратить. Отповедь бесстыдной клевете советских ревизионистов, разнузданно перекраивающих историю Китайской Джунгарии». То есть была такая взаимная фальсификация истории. Советский Союз пытался доказать, что Джунгария не имеет отношения к Казахстану. А Китай пытался доказать, что большая часть территории Казахстана принадлежала Джунгарии. А так как Китай победил ее, то территория Джунгарии должна автоматически принадлежать Китаю.
— То есть противопоставление казахов и джунгаров часто имеет идеологические основы.
— Ильяс Есенберлин написал на эту тему роман «Отчаяние». Корни этих мифов оттуда.
— Понятно. Спасибо вам, Мурат, что вы проводите такую работу как энтузиаст. Надеемся, к вашей деятельности подключится еще больше людей и мифы вокруг казахско-джунгарских отношений будут развеяны. Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь