Сегодня классические концерты посещают в основном музыканты и люди в возрасте 55-60 лет и старше. Почему молодежь не интересуют такие концерты, рассказывает заслуженный деятель РК пианист Тимур Урманчеев.
— Вы много лет занимаетесь музыкальным просвещением, хотя в нынешнее время это неблагодарный труд. Вы организуете музыкальные фестивали, ездите по стране. Девиз вашего движения – сделать музыку доступной для всех слоев населения. Тимур, это порыв души или просчитанная необходимость воспитывать молодое поколение? Ведь огромное количество музыкантов этим не занимается: живут спокойно, играют концерты по расписанию, ездят на гастроли.
— Это самое ужасное.
— Я видела в вашем расписании Сарань. Не секрет, что организовать такой концерт в провинции очень сложно — инструменты, залы, люди, бытовые вопросы…
— Предваряя ответ на ваш непростой вопрос, скажу, что тот же концерт в Сарани был для меня одним из самых запоминающихся за последние годы. Несмотря на то, что зал не ремонтировался с советских времен, — старые стулья, рояль чудом уцелел и с трудом держится на своих трех ножках, люди, которые там работают, сберегли инструмент… Но во время концерта образовалась такая откровенная атмосфера! Конечно, все зависит от зрителя. Что греха таить, время, когда крупные исполнители приезжали в каждый город, а в каждом областном центре можно было послушать высококачественную музыку, ушло.
— То есть сейчас этого нет.
— Сейчас, когда приезжаешь в какой-либо город, не знаешь, что тебя ожидает. Люди, которые по 20-30 лет не слышали классическую музыку, не знают, что это такое.
— Все так плохо? Но ведь люди, работающие в филармонии, имеют же какой-то концертный план? Разве классических концертов в областных центрах нет?
— Есть. Но иногда, особенно у тех, кто профессионально занимается классическим искусством, это входит в привычку. Там ничего не изменилось за последние 200 лет. Тот же инструмент, та же стена, то же произведение, тот же музыкант в том же фраке на той же сцене. И как здесь иной раз и не завыть искушенному слушателю? Все одинаковое.
Возьмите аналогию с живописью. Была эпоха возрождения, был классицизм, есть современность. И она сегодня даже интереснее. Она отражает действительность. А как отражает действительность классика? Что в ней такого, чтобы зритель захотел пойти ее послушать? Что-то должно измениться, чтобы зритель, не занимающийся музыкой профессионально, пошел в зал.
— Давайте разберемся. Есть исполнители, которые хотят или не желают ездить в маленькие города. Или есть зрители, которые хотят или не желают ходить в залы. Как обстоит ситуация с исполнителями?
— Наш вид искусства – музицирование, иногда входит в привычку. Мы перестаем делать что-то, что привлекло бы людей, привыкших сидеть перед телевизором или на лавочке. Раньше таким фактором привлечения внимания были звучные имена музыкантов, которые приезжали со всего Союза. Они были у всех на слуху. Радио работало круглосуточно. Рихтер играет — любой человек знал, кто это такой. Сейчас все изменилось и нужно как-то выживать. Надо пропагандировать искусство. Оно должно развиваться.
— И все-таки люди не ходят на концерты, потому что нет концертов или потому что им неинтересна классика? Вы – эксперт с уникальным опытом, объездили всю страну. Как публика реагирует? Кто приходит на концерты?
— Часть нашей аудитории — те, кто профессионально занимается музыкой. В каждом областном центре есть колледжи. Хотя сейчас такой нонсенс: музыкальные школы и колледжи мало ходят на концерты.
— Почему им неинтересно?
— Не знаю. Для меня это необъяснимый факт: заниматься музыкой и не интересоваться, если кто-то выступает… Мои европейские друзья говорят, что публика классических концертов повзрослела – 55-60 лет и старше. Этот процесс в какой-то мере затрагивает и нашу страну. И этому есть объяснение.
— На наших концертах нет молодежи?
— Есть, но основная часть аудитории — люди, которые слушают классическую музыку сейчас и слушали ее в своей молодости.
— Это вопрос ностальгии или привычки? Классику же сложно слушать. Нужно приучать себя к восприятию — с первого раза это сделать невозможно.
— Вы абсолютно правы. Приезжаешь, предположим, в западные регионы страны. Выходит музыкант, звучит классика, и такое ощущение, будто на сцене ничего не происходит. Люди как шуршали, как разговаривали между собой, так и продолжают. Именно это ужасает! Но это не вина людей — они не слышат классику, такая музыка не звучит повседневно. Они просто не понимают, что на сцене начинает что-то происходить. Есть примеры, когда наши музыканты, начав концерт, через какое-то время просто покидали сцену. Они были вынуждены покинуть сцену, потому что их просто никто не слышит!
А насчет аудитории — у нас смешанная публика. Приведу в качестве примера один из последних концертов в Балхаше. Водитель, который вез нас обратно в Алматы, сказал: «Как жалко, что я не знал! Пришли бы моя жена, мои дети, все мои родственники. Потому что в последний раз у нас это было 5 или больше лет назад.» И я знаю, что это правда. Кто-то не знает, тот не информирован. Поэтому аудитория бывает разная.
— И несмотря на эту невеселую картину, вы продолжаете это делать.
— Картина не такая безрадостная.
— Сколько вы концертов провели?
— В рамках «Веков связующая нить» почти 30. Во всех крупных городах, в Балхаше, в Сарани. Теперь собираемся в Экибастуз и другие небольшие города.
— Вы рекламируете свои концерты? Где можно найти информацию?
— В местных СМИ. Это благотворительные концерты, которые проходят в залах областных филармоний или лучших городских концертных залах. Все расходы по организации берут на себя спонсоры.
Проект стал достаточно известен за эти годы. Для многих компаний и бизнесменов престижно участвовать в проектах, которые уже имеют имя. Фишка в том, что совершенно бесплатно можно послушать Сундета Байгожина, Медета Чотабаева, Гаухар Мырзабекову.
— Артисты откликаются. А управленцы областных филармоний как реагируют? Им это интересно?
— Одни помогают, другие относятся пассивно. Все люди делятся на тех, кто работает формально, и тех, кто смотрит на мир шире. Многие помогают. Но бывает, приходится платить полную аренду. Потому что всегда есть расходы на свет, уборку и настройку инструментов. Часто настраивать инструменты приходится за свой счет.
— Не могу не спросить про «японскую весну». Почему такой интерес именно к японской культуре? Вы привозите уникальных музыкантов. В японской музыкальной культуре, с одной стороны, хорошо развита европейская и классическая музыка, с другой стороны, их самобытная музыка для нашего слуха совершенно непривычна. Почему японцы, а не швейцарцы или австралийцы?
— Японская культура уникальна. Японский образ мыслей… Я случайно в YouTube увидел ролик, как цунами обрушился на берег Японии. Видеорегистратор в машине показывал, как машина движется. Поднимается вода в городе. Ходят люди. Они удивлены, встревожены. Никто не кричит, никто не бежит, не создает панику. Ролик длится 6-7 минут — пока машина не стала тонуть.., в стекло попало какое-то бревно, водитель, по всей видимости, погибает. Но при этом он сохраняет спокойствие и человеческое достоинство. Это очень сложно понять
Недавно я вычитал японский совет. Все мы стараемся чем-то заняться: кто-то планирует йогой или спортом заняться, кто-то на велосипеде кататься, перестать есть жирное… Японцы советуют это делать, начиная с одной минуты в день. Ежедневно, в течение года.
— Одна минута классической музыки в день. И вполне возможно, что на концерты, которые представляет Тимур Урманчеев, в любом городе и поселке нашей страны будут собираться полные залы. И слушатели будут получать неизъяснимое наслаждение от знакомства с лучшими произведениями европейской классики. Спасибо вам!
Видеоверсию смотрите здесь