Медиа-портал 365info спросил у первого председателя Национального банка независимого Казахстана, нужно ли стране отказываться от собственной валюты и предполагал ли он в 1993 году, что через 22 года тенге так обесценится?
— Галым Байназарович, есть мнения, что нужно отказаться от тенге и переходить на рубль. Не считаете ли вы, что отказ от национальной валюты — самоубийство для независимого государства?
— Конечно, ни в коем случае нельзя отказаться. Мы же пережили не первый кризис. Кризис — это дело временное, сегодня он есть, а через год-два пойдет на спад, затем уйдет в историю, начнется новый подъем, мы же не должны жить одним днем.
— Когда национальная валюта только вводилась, вы предполагали, что она так обесценится?
— Конечно, потому что крепость валюты зависит от крепости экономики прежде всего. В то время, когда мы вводили тенге, ситуация была совершенно другая, она была намного тяжелее, чем сейчас. Но
тогда была и другая структура экономики. Я бы даже сказал, что она была получше. Какие-то отрасли экономики были еще живые, а сейчас мы зависли только на нефти и все
Поэтому правительству нужно думать, как улучшить нынешнюю структуру экономики и таким образом идти по своему пути.
Что происходит в странах, которые не экспортируют нефть? Возьмите Китай, Индию, даже США, Европу. Кризис везде, но тяжесть его удара не такая, как по сырьевым экономикам. Дешевая нефть, наоборот, их воодушевляет.
— То есть вы имеете в виду, что богатые несырьевые страны становятся богаче за счет сырьевых, которые беднеют?
— Совершенно верно. В любом деле есть баланс. Так устроен рыночный мир.
— Вы в свое время возглавляли Нацбанк, как можете оценить работу предыдущего и нынешнего председателей Нацбанка? Обесценение национальной валюты можно связать с их профессионализмом? Что вы думаете о самом молодом за всю историю страны председателе Нацбанка?
— Нужен и профессионализм, и опыт, нужен и возраст. Младенцев нельзя ставить председателями Национального банка, которые вообще раньше не работали в этой системе. Слава богу, господин Акишев имел в этой системе определенный опыт работы, но это, видите ли, только один из тех моментов, на которые нужно обращать внимание. Сейчас не самое хорошее время, а для молодого председателя Нацбанка, я бы сказал, очень сложное сейчас время, потому что тенге отпустили в свободное плавание. Это значит, что курс тенге теперь находится больше в руках экономики, нежели в руках надзорного органа в лице Нацбанка.
И теперь курс тенге зависит не от умения и профессионализма председателя Нацбанка, а от работы правительства.
Ситуация такая, что это уже вне каких-то надзорных возможностей Нацбанка находится, раз отпустили. У Акишева есть своя задача, конечно. Ему надо смотреть, кто делает в море погоду. Я имею в виду валютную биржу. Кроме снижения стоимости нефти есть спекулятивные вещи, ажиотаж.
Нацбанку надо выявлять спекулянтов и спрашивать с них: почему они это делают?
— Вы говорите об этом — у вас есть подозрения, что на нашей бирже имеют место спекуляции?
— На любой бирже, не только казахстанской, даже на мировых биржах есть спекулятивная составляющая, там есть спекулятивные деньги, не связанные с реальной экономикой, причем таких денег в мировом сообществе больше, чем надо. Больше даже, чем объем реальной экономики где-то в полтора раза, судя по экспертным оценкам. И вот эти свободные деньги как раз и выметают и курсы, и цену на нефть. Весь мир борется с этим явлением. А во Франции, например, спекулянты на валютной бирже не является ругательным словом, они считаются специалистами. Таковы образы рыночной экономики. Мы должны к этому привыкать. Это законы рынка, удивляться тут нечему. Поэтому Нацбанку свое слово сказать нужно. И кроме того, как используется у нас в стране валютная выручка? Не перетекает ли она в розницу? Это касается крупных экспортных компаний.
— А если Нацбанк с подобными вещами не борется, значит ему это неинтересно?
— Там разные причины. Это, конечно, будет зависит от инициативы председателя Нацбанка. Кроме того, там, возможно, и другие обстоятельства имеют место. Это может быть и недостаток нашего законодательства, а может быть и вопрос самостоятельности самого Нацбанка. Я не думаю, что Акишев с этим не справится. Год закончит и начнет строить планы на будущий год.