Bek Air считает, что министерство и его структурное подразделение, Комитет гражданской авиации, разработали и издали антиконституционный приказ — об обязательном прохождении всеми авиакомпаниями страны дорогостоящего аудита в международной организации, в состав которой Казахстан не входит. Иными словами, по мнению Bek Air, всех вынуждают платить на ровном месте.
Речь идет о так называемом аудите IOSA по производственной и эксплуатационной безопасности IATA, который, по утверждению гендиректора BEK AIR Умутбекова, первоначально для субъекта аудита оценивается в 1,5 млн долларов, однако никакой гарантии 100-процентной защиты от недобросовестных перевозчиков не дает.
«Аудит носит непостоянный и периодический (один раз в два года) характер, не рассматривает реальное состояние авиатехники и ее ресурсов, правильной летной и технической эксплуатации воздушных судов и соблюдения правил и ограничений при этом. Все ограничивается проверками документов авиакомпаний на соответствие стандартам и их формальному наличию»,
— говорится в исковом заявлении.
— Этот иатовский аудит для авиакомпании стоит бешеных денег! — еще 22 декабря на круглом столе по вопросам авиации этот вопрос поднимал представитель Bek Air Нурлан Жумасултанов. — Этот документ ничего нового и великого не открывает, а сама ассоциация IATA — обыкновенное неправительственное объединение. Почему требования аудита IATA должны распространяться на всех? Разве наша страна является членом IATA? Членом IKAO — да, как субъектом международного права, но не IATA . Если кто-то хочет пройти IATA — его проблемы, его право, но это не значит, что его должны проходить все. Тем более, мы все знаем, что этот аудит IATA носит всего лишь периодический характер, выдается сертификат 1 раз в 2 года, а между этими двумя годами можно так нахулиганить, что там можно и безопасность, и регулярность, да что угодно поставить под сомнение. Поэтому
этот пункт введен для того, чтобы лоббировать интересы IATA, интересы некоторых авиакомпаний, которые прошли аудит IATA и хотят тем самым расчистить рынок от других авиакомпаний,
чтобы снова поднять тарифы, вызвать дефицит провозных емкостей и чтобы снова авиационные перевозки перестали быть доступными для широкой части населения Казахстана.
В иске авиакомпании также приводится статистический анализ авиакатастроф, случившихся в мире с 1999 по 2015 годы.
«Анализ показывает, что из 78 авиакатастроф в 45 случаях (57,69%) авиакомпании имели сертификат о прохождении аудита IOSA, а в 24 случаях (30,77%) — не проходили, и в 11,54% случаев прохождение аудита IOSA вообще не требовалось, так как воздушные суда относились к государственной или экспериментальной авиации», — утверждает Bek Air в своем иске к министерству.
Но самое главное, это тот факт, что тот самый, как они считают, незаконный приказ и. о. министра по инвестициям и развитию № 352 от 27 марта 2015 года, которым и были утверждены новые правила допуска авиакомпаний к выполнению регулярных полетов (цитируем исковое заявление)
«…демонстрирует полную недееспособность (комитета гражданской авиации и ее руководителей. — Ред.) в вопросах контроля и надзора над безопасностью полетов в отрасли гражданской авиации Республики Казахстан в частности и подрывают авторитет государственной власти в Казахстане в целом»
Судебный процесс обещает быть крайне интересным, поскольку авиаперевозчик в своем иске прямо указывает на то, что предъявляя к авиакомпаниям новое дорогостоящее требование по аудиту со стороны обыкновенного заграничного НПО,
сам комитет гражданской авиации с 2009 года не может пройти аудит Международной организации гражданской авиации IKAO, членом которой Казахстан как субъект международного права является.
«КГА не может пройти именно аудит IKAO, так как не может доказать аудиторам IKAO, что имеет возможность эффективно и в полном объеме осуществлять непрерывный и системный надзор и контроль над безопасностью полетов в субъектах гражданской авиации РК согласно стандартам и рекомендациям IKAO», — пишет гендиректор Bek Air А. Умутбеков.
Ну и наконец, по словам Нурлана Жумасултанова, закон об использовании воздушного пространства РК, в который вносились изменения в 2010 году, прямо предусматривает, что комитет гражданской авиации обязан применять стандарты и рекомендации IKAO, а не IATA, которая в законе даже не упоминается.
— Что мы обжалуем? То, что нижестоящий по иерархии документ, коим и является приказ министра, предъявляет к субъектам предпринимательства завышенные требования, которых нет в вышестоящем нормативном документе — законе. А это нарушение, — добавил в заключение Нурлан Жумасултанов.