Несмотря на то, что цена на нефть потеряла за последние дни порядка 5%, казахстанский тенге демонстрирует относительную устойчивость. За сутки его курс поднялся менее чем на 0,5%, перешагнув «психологическую» отметку в 310 тенге. В чем причина стабильности национальной валюты Казахстана, размышляют эксперты 365info.kz.
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Вячеслав Додонов считает, что причина кажущейся устойчивости тенге кроется в действиях Национального банка РК.
— Я думаю, что невзирая на всяческие декларации о «плавающем курсе», Нацбанк регулирует и будет регулировать ситуацию на валютном рынке. Если он хоть на день откажется от слежения за курсом, спекулянты тут же начнут его раскачивать вверх-вниз, как мы это наблюдали совсем недавно.
Стоило только Кайрату Келимбетову объявить о переходе на «плавающий курс», как подобно пираньям, вылезли спекулянты
Другое дело, что вмешательство Нацбанка в валютные торги у нас всегда было более закрыто, чем в той же России. Например, если вы зайдете на сайт Центробанка РК, то увидите объемы ежедневных интервенций. У нас не то что ежедневных, даже ежемесячных отчетов не найдете — практика интервенций у нас не предполагает информационной открытости. Поэтому мы можем судить о действиях Нацбанка только по каким-то косвенным признакам, и, соответственно, причину низкой волатильности тенге нужно искать только в действиях центрального регулятора.
— Что касается зависимости от нефти или российского рубля, то тут ситуация двоякая, — продолжает Вячеслав Додонов. — Это чисто надуманный фактор, которым легко прикрываться в разных случаях. На протяжении длительного времени у нас был определенный паритет с рублем, где-то «один к пяти», и люди к этому привыкли. Этим пользуются многие эксперты: если соотношение рубля к тенге меняется, тут же возникают «компетентные» мнения о том, что всё должно обязательно вернуться на круги своя. На самом деле вопрос объясняется гораздо проще — российская экономика напрямую зависит от нефти, наша экономика точно так же зависит от нее. Цена на нефть — это объективный показатель стоимости и тенге, и рубля.
Другой вопрос, что российский рубль сразу реагирует на изменения цен на нефть, а у нас, в силу укоренившейся привычки «Главное — это стабильность!», тенге отзывается на скачки нефтяных цен не сразу. Нацбанк держит ситуацию столько, сколько может, а потом, когда у него «кончаются силы», отпускает тенге.
И наша валюта падает в ту же яму, куда раньше свалился рубль
А у людей создается мнение, что «вот, наконец-то мы вернулись к справедливому соотношению рубль/тенге.
Консультант FIBO Group Евгений Слесарев уверен, что курс доллара к тенге зависит не только от «нефтяного фактора»:
— Наш валютный рынок замедленный и вместе с тем импульсивный. Мы можем ждать долгое время, а потом резко перескочить, как говорят геймеры, «на следующий уровень».
Я не исключаю, что в связи с мировым удешевлением нефти примерно на 5%, тенге может так же потерять 5-7%
А может быть и другой вариант: у нас не такое уж больше количество участников валютного рынка, все просто сейчас ждут 16 декабря, когда ФРС США примет очередное решение по ставке. Сегодня есть большие ожидания, что ФРС повысит ставку на 0,1%. Это приведет к распродаже доллара по всем рынкам.
Может случиться, что доллар после 16 декабря станет дешевле, курс может упасть до 300 тенге
Добавим, что в конце октября американский ЦБ вновь не стал повышать процентную ставку по федеральным кредитным средствам (federal funds rate), находящуюся в целевом диапазоне от нуля до 0,25% годовых. Последний раз ФРС ужесточала монетарную политику в 2006 году, а с началом глобального кризиса в 2008 году держала показатель у нулевой отметки. К изменению курса сегодня регулятора подталкивают позитивные данные о состоянии национальной экономики: в США увеличивается занятость — в ноябре уровень безработицы остался на 7,5-летнем минимуме (5%), наблюдаются также признаки того, что инфляция вырастет до целевых 2%.