Нур-Султан
Сейчас
11
Завтра
8
USD
421
0.00
EUR
499
0.00
RUB
5.6
0.00

Денис Кривошеев: Реклама должна работать на производителя контента

243

Напомним, в ноябре появилась информация о том, что Президент РК подписал поправки в закон «О телерадиовещании». Если раньше операторы телерадиовещания при ретрансляции иностранных телевизионных и радиоканалов на территории Казахстана руководствовались законом «О рекламе», то в новой редакции любая реклама на иностранных цифровых медиа на территории РК запрещена.

«Не иначе как «патриотический телевизионный Акт» этот закон назвать нельзя. За этим решением стоит будущее отечественного телевидения и что бы ни говорили, именно этот день можно считать новым днем рождения национального ТВ», — пишет Денис Кривошеев.

Однако эта новость вызвала бурную реакцию у кабельных операторов. Как объясняет Кривошеев, это произошло по трем причинам.

«У ретрансляторов иностранного контента… всегда было три источника дохода. Первый — абонентская плата, причем очень высокая для кармана наших граждан… Второй источник — это реклама, размещаемая в «теле» самых рейтинговых российских каналов, таких как РТР, РЕН ТВ, НТВ и прочих. Очень давно, когда писался первый закон, считалось, что операторы кабельного ТВ не смогут привлечь слишком много рекламы, так что отечественное контентное ТВ пропустило норму, разрешающую врезку в эфир иностранных каналов. Но оказалось, что эта была непростительная оплошность. С каждым годом объем размещения только рос. Специалисты говорят, что почти треть рекламных бюджетов страны так или косвенно приходится на «кабель». Ну и третья статья доходов. Крупные игроки собирают деньги с отечественных каналов за то, что они ретранслируют их сигнал. По факту это была сегрегация, вопиющая несправедливость, когда иностранный контент покупается, а местный вынужден платить. Текущая ситуация никому и никогда не была понятна. Вроде операторов обязали ретранслировать отечественное ТВ, но в разговорах коллег постоянно упоминаются ставки за подключение к сети».

По словам Кривошеева, кабельщики, вероятнее всего, пойдут до победного и пускают в ход различные методы воздействия на правительство. Однако отечественные СМИ поддерживать кабельных операторов не будут.

«Тут есть и политические, и коммерческие интересы. Говоря о бизнесе, — рынок Казахстана крупнейший после потери украинского. Многие транснациональные корпорации, размещая рекламу на российских телеканалах, рассчитывают и на казахстанский рынок. Теперь это будет невозможно. Не факт, что рекламодатель сразу придет к нам, но то, что мы отсечем возможность зарабатывать на нашем зрителе и при этом не делиться, кажется справедливым. Что касается политики, то вещание на Казахстан позволяет поддерживать реноме России, проводить информационную политику, удобную Кремлю, без особых дополнительных затрат, создавая пул лояльных людей или даже сторонников».

Таким образом, кабельщики нашли выход из положения — они получили поддержку в Москве.

«В начале декабря поползли слухи о том, что российская сторона давит на правительство Казахстана, принуждая принять изменения в недавно подписанный закон. Появилось письмо-обращение к президенту РК. Закончилось все тем, что в Астану прилетал настоящий «десант» из представителей российских правительственных структур и руководства каналов. Все те же слухи донесли позицию россиян. В первую очередь они считают, что поправки в закон ограничивают права части населения на доступ к информации, хотя на самом деле ни о каком ограничении речи и не было. Вместо того, чтобы по-братски помочь коллегам и дать «очищенный» сигнал или приобрести оборудование, позволяющее вырезать рекламу, россияне в свойственной агрессивной манере нападают на чиновников, напоминая, что украинские события начались именно с закрытия российских СМИ. О том, что Казахстан — партнер России по ЕАЭС и другим организациям, никто уже даже и не вспоминает».

Ситуация принимает неожиданный оборот. Депутат Айгуль Соловьева, президент Гражданского альянса Казахстана, инициирует поправки, которые желает получить российское лобби. При этом все выглядит замечательно.

«Забота о малом бизнесе и кабельных операторах, которые, как оказывается, имеют на казахстанское общество настолько высокое влияние и авторитетных покровителей, что действующие поправки в закон могут привести ни много ни мало к социально-экономическим потрясениям. Две тысячи человек могут остаться без работы, говорит уважаемый депутат, а возможное прекращение деятельности кабельщиков — вообще катастрофа вселенского масштаба.

При этом Айгуль Сагадибековна не говорит о том, что на территории России уже давно законы намного жестче наших и там не допускают ни в каком виде вещание ни одного незарегистрированного в федеральном уполномоченном органе зарубежного телеканала или иностранного издания. К примеру, «Kazakh TV» — международный канал, вещающий более чем в ста странах мира, не может уже много лет получить разрешение на вещание в России, а газета «Егемен Казахстан», которую хотели распространять среди компактно проживающих российских казахов в Оренбургской, Омской и Астраханской областях, явного сопротивления не встретила, но издателям предложили в каждый экземпляр вставлять нотариально заверенный перевод. Заметьте, не на партию, а на каждый экземпляр. Наши северные соседи всегда и очень четко блюдут за информационной безопасностью страны и нас тому учат. Но когда речь заходит о других, поднимается не дюжий вой.

Вот что пишет «Коммерсант» по этому поводу. «Ведущие российские телекомпании рискуют лишиться казахстанского рынка, который после конфликта с Украиной стал для них крупнейшим за пределами страны. С 1 января в Казахстане будет запрещено размещать рекламу на зарубежных телеканалах, что фактически означает запрет на ретрансляцию большинства российских телеканалов. Еще через год иностранцам придется открыть в республике свои представительства, при этом вещатели, аффилированные с иностранными госструктурами, должны будут 80% местного бизнеса отдать казахстанскому партнеру». И тут же дает понять, что минкомсвязь ведет переговоры о смягчении этих норм, чтобы вещание в Казахстане смогли продолжить ряд телеканалов, в том числе «Первый канал», ВГТРК и НТВ». Именно этим заявлением газета подтвердила опасения, что правительство РФ давит на казахстанское правительство.

Чуть ниже подтверждается информация о том, что переговоры не просто ведутся, а представители минкомсвязи уже были в Астане. Что косвенно подтверждает важность этого вопроса для Кремля. Как и тот факт, что «Коммерсант» приводит отрывки из обращения кабельных операторов к президенту Нурсултану Назарбаеву, сообщая, что имеют на руках копию этого письма. Операторы сетуют, что запрет рекламы на иностранных каналах уничтожит их бизнес: затраты на то, чтобы вырезать рекламу из эфира, станут разорительными, а полностью от нее избавиться все равно не удастся. Таким образом, операторам придется просто отключить иностранные телеканалы от сетки вещания. Кроме того, по мнению участников рынка, поправки «носят дискриминационный характер» для телеканалов государств-членов Евразийского экономического союза и не соответствуют принципам свободной торговли между странами. Вот такая политическая возня.

Но это не все. К вопросу подключилось РЕН-ТВ. Репортаж начинался эпатажно. «Эксперты предрекли, что с 1 января в домах Казахстана телевизор может замолчать. В следующем году иностранные каналы, в том числе российские, скорее всего, уйдут из страны». При этом без обиняков некая казахстанская домохозяйка Галина Ульянкина говорит: «Казахские каналы на государственном языке, мне не очень удобно их смотреть. В большинстве я пользуюсь российскими каналами», как бы намекая, что после отключения российского контента вообще отключится от казахстанской действительности. Директор неназванного кабельного телеоператора Степан Кардапольцев усиливает эффект и говорит: «Кабельное телевидение станет неинтересным. И люди, чтобы смотреть свои любимые каналы, уйдут на российские спутниковые платформы. И просто они вообще уйдут из казахстанского информационного поля». РЕН-ТВ утверждает, что 70 % населения уже смотрят только российское телевидение, а в первой десятке самых популярных всего один национальный казахский канал.

Лучшим ответом явному передергиванию фактов и откровенно лживому выпаду российского пропагандистского телеканала можно считать ответ ведущего программы «Портрет недели» на телеканале КТК и вице-президента Гражданского альянса Казахстана Артура Платонова в интервью газете Караван. «Я понимаю логику определенных российских лиц. Их задача отстаивать интересы своей страны либо интересы собственного бизнеса. Мы должны исходить из собственной выгоды и не нарушать собственный закон. Мы должны понимать, что главное и единственное, чем мы должны руководствоваться в разных сферах, это интересы Казахстана».

Мнение Артура Платонова поддерживают и другие коллеги. Директор Департамента стратегического развития АО «Агентство «Хабар» Чингиз Даулетбаев: «На самом деле зачистки иностранных телеканалов нет. Это просто защитные меры. Это нормальная практика, когда канал в чужой стране проходит регистрацию и работает». Генеральный директор телеканала «Астана» Ляззат Танысбай хоть и сомневается в мгновенном росте рекламного рынка, считая, что кардинальные изменения произойдут только через пару лет, но говорит: «Безусловно, в кризисное время новая норма для нас большое подспорье, если на постоянной основе «зайдет» хотя бы 20 процентов международных крупных брендов, которые ранее пользовались услугами только российских СМИ, получая казахстанское телепространство «бонусом».

Таким образом, виден срез реакции телевизионного сообщества. Есть конфликт — политический, производственный, этический, в конце концов и новый закон его решает. Возможно, все участники споров недопонимают важность кабельных сетей для Казахстана, поэтому мы обратились с письмом к инициатору поправок в уже принятый и подписанный президентом страны закон Айгуль Соловьевой: «Выражаем Вам свое почтение и желаем Вам процветания. В связи с возникшим общественным резонансом по Вашему заключению касательно внесения изменений в Закон Республики Казахстан от 18 января 2012г. «О телерадиовещании», во избежание неправильного понимания и/или толкования Вашего заключения, просим Вас привести полный текст заключения, а также указать обоснование, на основании чего были сделаны такие выводы». Ответа пока нет.

А резонанс был. В социальных сетях, которые использовались, как платформа для изучения общественного мнения, а также нескольких новостных порталах, поддержавших «патриотический телевизионный Акт». Активными комментаторами и противниками закона оказались те самые кабельщики, лоббирующие поправки депутаты, а также некоторые общественные деятели, на скорую руку разобравшиеся в ситуации и решившие встать на сторону «пострадавших».

Закончилось это откровенными, совсем без обиняков, угрозами некоего руководителя Ассоциации операторов телерадиовещания, а в прошлом, как у нас водится, влиятельного чиновника и куратора СМИ Саята Нурахметова.

«Мы внимательно следим за Вашими постами с момента их выхода. Полагали, что это гражданская позиция или действительно радение за отечественное ТВ. Но последние публикации с намеренным переворачиванием ситуации с ног на голову все больше убеждают нас в том, что за незнанием специфики отрасли и желанием развить наше телевидение, скрывается очевидный информационный заказ. И если Вы думаете, что малые операторы, которые обслуживают треть рынка, являются безмолвными созданиями, ждущими своей участи, Вы сильно заблуждаетесь. За все сказанное должен быть спрос. В скором времени Вы получите официальную претензию за участие в информационной травле. Более того, в связи с тем, что поправка грозит потерей рабочих мест для более чем тысячи сотрудников 90 кабельных компаний, Ваша фамилия будет передана кабельным операторам для того, чтобы они смогли сформулировать иски сотрудников для предъявления претензий к Вам и тем СМИ, которые разжигали этот костер. Вы получите иск от каждого сотрудника, потерявшего работу».

На этом пока все. Нам остается лишь надеяться, что информационная безопасность страны во сто крат важнее интересов нескольких операторов. В конце концов, бизнес есть бизнес. Некоторые сольются, укрупнятся. Некоторые закроются. Когда в стране закрывали казино по соображениям безопасности, работу потеряли десятки тысяч людей, казна недосчиталась десятков миллиардов тенге. Пережили. Есть те, кто в состоянии выполнять закон. Да, это крупные игроки, но глобализацию пока никто не отменял. Выживает тот, кто умеет приспосабливаться. Что касается угрозы малому бизнесу, которому якобы не будет места для размещения рекламы, ведь на кабеле всегда дешевле, чем в эфире, хочу сказать, что некоторые потоки перетекут в газеты, некоторые на радио, и это замечательно. Реклама должна работать не только на производителей продукта, но и на производителя контента, а пока треть рекламных денег уходит в руки бизнесу, который ничего не производит сам».

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter